Игорь Эммануилович Воеводский. «Петербург - зеркало европейской культуры»
Тема нашей экскурсии «Петербург - зеркало европейской культуры». Мы посмотрим те постройки, которые максимально приближены к тому, что можно увидеть в разных городах Европы.
То есть, не выезжая за пределы Петербурга, мы побываем с вами в разных странах. Поехали.
Мы с вами на Невском. Место всем хорошо знакомое, привычное. И уже прямо здесь, со всех сторон нас окружают постройки, созданные итальянцами, французами, немцами.
Многие из них приехали из своих стран сюда, чтобы сделать карьеру, кто-то родился уже в Петербурге, в семье иностранца, и остался здесь на всю жизнь.
Очень многие постройки, как это не удивительно, имеют первооснову, то есть первый толчок, первую вариацию, но первая тема для вариации дает в итоге совершенно разные варианты.
Первая остановка - площадь Островского.
Мы сейчас подъедим к площади, которая тоже нам хорошо знакома, площадь перед Александрийским театром, - она у нас называется площадью Островского, хотя это, может быть, многих и удивляет. Но пьесы Островского, действительно, в этом театре ставились, поэтому название площади вполне закономерно.
Мы с вами увидим, как эта площадь строилась в значительной степени как вариация на тему итальянской архитектуры. И, прежде всего, архитектуры средневековой Италии.
Нам, петербуржцам, очень сложно себе представить, что бывают постройки более ранние, чем XVIII века. Для нас самые древние постройки в Петербурге - это 1705-1710, 1711 годы. Если, конечно, не вспоминать египетских сфинксов, которые приехали к нам из Древнего Египта и которые имеют возраст 3,5 тыс. лет. Все остальное - значительно-значительно моложе.
А вот в Италии мы можем видеть удивительные постройки тысячелетней давности, семисотлетней давности, постройки, созданные в XII, XIII, XIV веках. Как удивительно, что на рубеже XIX и XX веков, то есть всего 100 лет назад люди строили с оглядкой на ту самую средневековую архитектуру.
А раньше в XVIII веке строили тоже с оглядкой на итальянскую архитектуру, но более позднюю или, наоборот, на античную, то есть древнеримскую. И сейчас мы с вами выйдем из автобуса для того, чтобы посмотреть, поговорить о том, какие здесь удивительные постройки.
На самом деле всю экскурсию можно было провести на этой площади, здесь хватило бы материала, но у нас это будет одна из остановок.
Мы с вами на площади, которая создана в первую очередь благодаря гению Карла Росси.
Я напомню, что этот мальчик приехал из Италии вместе со своими родителями.
Его мама Гертруда Росси была знаменитой балериной. Она вышла замуж за танцовщика и постановщика балетов француза Шарля Ле Пика (1749-1806). Они приехали в Петербург, были приглашены танцевать в опере.
Приехали вместе с парнем, которому было лет 10 всего. Поэтому фактически раннее детство Карл Росси провел в Италии, а всю остальную жизнь - в Петербурге, в Твери, где он тоже строил.
Карлу Росси часто поручалось строительство какого-нибудь одного здания, а он начинал сразу размышлять о том, как должен выглядеть вообще весь окружающий кусок города, проектировал не только одно здание, но и все окружающее.
Главная и первая постройка здесь, которая начала формирование площади - это Александринский императорский театр.
И эта постройка, конечно, ориентирована в первую очередь на архитектуру Древнего Рима.
На архитектуру, которая вся построена на сочетании колонн и того, что на них лежит, того, что поддерживается этими колоннами - фризы, таблемент (все части, помешенные над колоннами) - и прочие архитектурные части, которые лежат на колоннах.
Оттуда же из Древнего Рима пришла к нам и скульптура наверху. Это колесница, античная колесница, колесница, на которой едет бог - покровитель искусств - древнегреческий, древнеримский бог Аполлон. Таким образом, это здание дало настройку всей площади на архитектуру Древнего Рима.
Посмотрим на другие постройки на этой площади.
И здесь тоже постройка, которая ориентируется на Древней Рим, здесь тоже работы Карло Росси.
Скульптуры древнегреческих и древнеримских ученых, философов, ораторов, поэтов древности, драматургов. Мы их видим на втором этаже в лоджиях между колоннами: историк Геродот, поэты Гомер и Вергилий, философ Платон, математик Евклид, ораторы Демосфен и Цицерон, врач Гиппократ, драматург Еврипид.
Скульптурные изображения выполнены выдающимися скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Они стоят перед нами, таким образом сразу нам говорят, что это за здание.
А если мы вдруг еще не поняли до сих пор, то мы можем посмотреть наверх - лавровый венок, а в этом венке перо и свиток - это библиотека.
Это первая общедоступная библиотека в России, созданная по приказу императрицы Екатерины II.
Это знаменитая Российская национальная библиотека.
Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.
Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814).
А наверху еще одна скульптура, там какая-то богиня. Это Афина (Минерва) - богиня не только войны, но и богиня мудрости.
Там еще есть рельефы. Между окнами четвертого этажа, между колоннами мы видим рельефы. Такие рельефы можно было видеть на древнегреческих храмах.
Здесь мы видим и влияние итальянской архитектуру, или древней Италии, древнего Рима, и влияние греческой архитектуры.
В Лондоне есть замечательный музей, где огромное количество вот таких рельефов можно увидеть. В Лондоне знаменитый Британский музей, где хранятся мраморы с Парфенона - самого-самого известного греческого храма, который стоит в Афинах. А скульптура в Лондоне.
А в Берлине находится Пергамон-музей (нем. Pergamonmuseum), где находится разобранный, привезенный туда Пергамский алтарь. Такие скульптуры, которые изображают какие-то шествия, группы людей, барельефы - все это идет от Древней Греции.
Мы с вами уже увидели влияние греческой, римской античной архитектуры, то есть того, что строилось 2 - 2, 5 тыс. лет назад.
Мы сейчас двинемся в обратную сторону, нас интересуют другие здания на этой площади.