Игорь Эммануилович Воеводский. «Петербург - зеркало ...». Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. «Петербург - зеркало ...».

Давайте по дороге внимательно рассмотрим это здание. Считается, что это древнерусская архитектура. Дом, который очень нравился Владимиру Васильевичу Стасову, знаменитому критику.

Здание, которое многих знатоков архитектуры раздражало и раздражает до сих пор. Практически, весь замысел Росси - это архитектура классическая. Здание красивое, но оно не вписывается.

Древнерусские храмы, древнерусские терема. В первую очередь - терема. Ассоциируется с резьбой по дереву, резьбой по камню.

И вот перед нами сейчас два очень разных здания: справа розоватое и слева коричневатое, светло-коричневое.

Здание, которое справа, оно возвращает нас к древнерусской архитектуре: к старинным теремам, к белокаменным теремам, которые можно увидеть немножечко в Москве, немножечко в Новгороде, немножко в Суздале, Звенигороде - древнерусских городах.

Оттуда на этом здании множество мелких деталей, как бы вырезанных в камне. На самом деле - это штукатурка.

Это называли в деревянной архитектуре и потом в каменной древнерусской - узорочье, от слова «узоры».

Так много всевозможных узоров вырезано на этом фасаде. Архитекторы это здание многие приняли в штыки. Почему? - Потому что вся остальная площадь по замыслу Росси, так или иначе, удерживается в стиле классическом, итальянском. А тут - древнерусское, сильно отличается. Стиль такой, как мы вспомним, такой называется «эклектика».

Посмотрим направо - серое здание, которое вплотную примыкает к зданию Публичной библиотеки, которое мы рассматривали. Построено в те же годы, что и это розовое. Но так архитектор ставит перед собой задачу: создать единый ансамбль с архитектурой соседствующей. Здание в классическом духе, итальянском.

Посмотрим теперь на левое здание, больше всего сейчас оно меня интересует.

Представьте себе, его нижние два этажа - это почти повторение архитектуры XIII - XIV вв.

Такие постройки я неделю назад видел во Флоренции, в Сиене, в Лукке. То есть, представьте себе, семь-восемь столетий назад построено здание.

Нижние этажи отделаны рустом. Что такое руст? - имитация каменной кладки.

Мы видим, что нижние этажи здания как бы сложены из камня. Но на самом деле можно догадаться, что это штукатурка, а не мощные такие блоки. Но именно так строили в Сиене и во Флоренции.

А как там жили в XII - XIII веках?

XII, XIII, XIV века - это постоянные войны, постоянные какие-то боевые действия внутри города. Представьте себе, во Флоренции, в Сиене - в этих безумно красивых местах, где дивная природа, где холмы, люди строили себе дома-башни. Для чего?

- Для того, чтобы на верхних этажа запереться, убрать все деревянные лестницы, туда никто забраться не сможет и там отсидеться, пока в городе идет бой, или пока не подойдут дружеские войска. Потому что, одна богатая влиятельная семья воевала с другой, одна приходила к власти и начинала убивать своих соперников.

В этой самой прекрасной Флоренции, которую мы знаем, прежде всего, потому что там жили Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, там просто гонялись по улицам за представителями одного клана, убивая их прямо на улице. Поэтому дома строили как крепости, они складывались из мощных блоков камней, чтобы их невозможно было так просто взять штурмом.

И вот эти блоки камней мы и видим в отделке этого здания, которое строится в начале XX века.

Из Флоренции, но уже более позднего периода, когда уже немножко устоялись отношения, уже так просто не воевали, оттуда эти сдвоенные окошки - посмотрите, второй этаж как интересно украшен: окна соединены по два и над двумя еще делается полукруг, а в этом полукруге еще кружочек. Это типичная флорентийская постройка, абсолютно типичная.

А выше - окна еще более позднего времени, такие огромные окна стали создавать уже в эпоху Возрождения или даже еще позднее.

Вот так на одном фасаде мы с вами видим Италию нескольких столетий: XIII - XIV и XVI - XVII веков.

Итак, мы видели древним Рим, древнюю Грецию, теперь увидели древнюю Флоренцию, древнюю Сиену.

Пройдем теперь в ту сторону, площадь огромная, все можно увидеть.

И вот перед нами еще два здания. Сначала обратим внимание на темное здание с правой стороны. Здесь мы снова видим вариацию на тему Италии, созданную в начале XX века.

Дом, который мы только что рассматривали, начала XX века и этот дом, но они совершенно разные, хотя тот и другой на тему Италии.

Но еще интереснее мне обратить ваше внимание на вот этот дом. Старшие помнят, что этот дом построили только что, два года назад он был сдан. Красивый дом.

Мы очень долго волновались, петербуржцы, что здесь строят рядом с Александринским театром. Наверно, если бы ни деньги и их владельцы, это здание нужно было бы построить чуть меньшего размера.

Оно хорошо, но оно такого же размера, как и Александринский театр, который у нас с вами за спиной, а это неправильно. Театр самая главная постройка здесь, он должен оставаться доминантой. Но, к сожалению, деньги очень много в этой жизни решают, так было всегда, и так было и в средние века, и в эпоху Возрождения, и в античном мире.

Но для нас важно другое, что на этом месте появился красивый дворец, который сделан как вариация на тему Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai). «Палаццо» - по-итальянски «дворец», а Ручеллаи - фамилия богатого итальянского дельца, банкира, текстильщика, который и банковские делом занимался, и производством тканей.

Мы видим опять то, о чем я уже говорил - руст, отделка рустом, как будто первые два этажа сложены из очень массивных блоков. А верхние этажи - там этот руст буквально только намечен как бы рисунком, таких больших выступов нет. Это опять же именно характерно для Флоренции, там именно так и было: нижние этажи - очень выпуклый руст, верхние - меньше.

Конечно, там не было таких больших окошек, как здесь. Мы помним, что это XV век, люди еще не умеют делать такие большие стекла, не делают такие большие окна, потому что дом все еще надо оборонять. Это все еще эпоха, когда все непросто, все неоднозначно.

Но вот представьте себе, в начале XXI века строится здание в Петербурге и строится оно как вариация на тему постройки XV века во Флоренции.

Итак, мы с вами увидели на одной нашей петербургской площади вариации на тему древней Греции, древнего Рима, средневековой Италии и Италии эпохи Возрождения. И сейчас вернемся в автобус.

Назад

1 2 3 4 5

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой