Игорь Эммануилович Воеводский. «Петербург - зеркало ...».
Сейчас мы с вами будем внимательно разглядывать здание, которое впереди слева. Одна часть этого здания скрыта сеткой, идет ремонт, а другая - открыта.
Темно-серое мрачное здание.
Посмотрите наверх. Какие люди - явно восточного происхождения.
Посмотрите, они согнуты под весом этого дома, они тащат на себе этот огромный тяжелый дом, держат его.
Пойдемте дальше.
Оба этих больших здания, мы сейчас пройдем насквозь этот комплекс, украшены рельефами в стиле древней Ассирии. Это Ближний Восток, это древние времена. Разные украшения, мы их увидим.
Ворота, они тоже ассирийской постройки.
Смотрите, орнаменты в духе древних ассирийских, цветочная композиция, плоды, овощи.
Здесь изображены какие-то фигурки с горшками, с растениями в них. Голубки. Половинка лица, но мы видим типичную восточную прическу.
Ассиметричные очень фасады, на четвертом этаже, посмотрите, снова сгорбленные под тяжестью стен этого дома фигуры. Они раздеты, держат балкон. Ассирийским людям в жаре не нужны были одеяния, набедренная повязка и все.
Это дом, который строится в начале XX века, как нынешние кооперативы.
«Жилищное товарищество» - так называется этот кооператив.
Посмотрите, везде мы встречаем восточные маски. И в то же время орнамент под этими масками, если приглядеться, типичный древнегреческий, так называемый меандр: завитками, поворачивающимися под прямыми углами.
А здесь, посмотрите рельеф, и мы явно видим - какие-то жрицы у священного огня.
В центре мы видим в миске как бы горит огонь. И к нему подходят две жрицы с какими-то подношениями.
И там наверху еще одна фигура - мощный старец держит на своих плечах эту махину, эту стену.
А над ним женская фигура.
Мы с вами побывали в древней Месопотамии, Междуречье, Вавилонии, где-то там черпали вдохновение архитекторы.
Сейчас мы увидим еще одно интересное здание с точки зрения именно нашей темы «Петербург - зеркало европейской архитектуры» - увидим Музей Суворова.
Что же он нам напомнит? - Он напомнит нам сразу разные вещи. Во-первых, он напомнит древние крепости, кремли.
Красивые огромные мозаики - это из византийской архитектуры. Такие мозаики, возможно, можно было бы видеть на постройках Венеции, некоторых других городах.
А слева Таврический дворец - еще одна палладианская постройка, палладианская вилла в чистом виде. Иван Егорович Старов строит это здание для Потёмкина Князя Таврического, отсюда и название дворца.
Еще один венецианский или флорентийский дворец эпохи Возрождения.
Он отделан мрамором весь, даже называют его Малым мраморным дворцом. Строился он для князя Гагарина.
Несколько лет назад отреставрировали фасад и выяснили, что он не темно-серый, а вовсе нежно-розового цвета.
Для облицовки второго и третьего этажа использован розовый тивдийский мрамор. Первый этаж - серый мрамор.
В облицовке дворца использовано пять сортов мрамора.
Сдвоенные окошки на втором этаже, сдвоенные окошки меньшего размера на третьем этаже.
На втором этаже они объединены полукруглой аркой, на третьем - прямоугольной.
Очень красивые мраморные маски между окнами. Сейчас видно в окошко, какой там шикарный зал.
Мы сейчас вновь проедем мимо Михайловского замка, увидим еще один его фасад.
Посмотрите на фонари моста справа - типичные древнеримские украшения на этих фонарях. Мечи и щиты, мечи перекрещенные за щитами, и они крепятся на пучки из копей.
Двуглавый орел на лавровом венке. Очередное напоминание о Древнем Риме.
Посмотрите, соседний мост слева - такие же фонари.
Одно из последних зданий, которые мы с вами увидим стилизованных под разные постройки, это Казанский собор.
Павел I хотел поставить в Петербурге еще один собор святого Петра, такой, как в Риме.
Я уже говорил, что он был хорошим знатоком архитектуры европейской.
Он побывал в Италии, Германии и заказывает создание такого собора с колоннадой, как Собор Святого Петра в Риме.
В Риме колоннада почти полностью окружала площадь, в Петербурге так сделать было невозможно по месту расположения, поэтому Воронихин красиво разворачивает колоннаду к Невскому проспекту.
Мы с вами вернулись к исходной точке нашего маршрута. Мы увидели постройки, напоминающие архитектуру Древней Италии и Рима, Древней Греции и Древнего Рима, постройки эпохи Возрождения, увидели Восточную архитектуру по заявке Саши Елешина, увидели немецкую архитектуру, шведскую.