Игорь Эммануилович Воеводский. «Петербург - зеркало ...».
Пока мы будем ехать, мы будем двигаться: от средневековья, от эпохи Возрождения к веку двадцатому.
Улица всем нам известная, всеми любимая - это улица Карло Росси.
Мы с вами выехали на площадь, на которой почти все дома тоже построены по замыслу Карло Росси, поэтому это опять та же самая Италия, древняя Италия.
А в середине XIX века рождается стиль эклектика, когда можно строить как угодно, выделять любой интересующий тебя стиль.
Справа посмотрите, здание зеленое, здание драматического театра имени Горького, оно построено в стиле эклектика.
Довольно много подобных построек можно увидеть практически в любом европейском городе.
Слева от нас здания Витебского вокзала, хорошо его мы видим.
Такое оно своеобразное, ассиметричное: слева - высокая башня, справа - красивый низкий купол.
Слева - узкие, как бы устремленные вверх детали, справа - огромное окно и купол, приземленный как бы снизу. Эта постройка вполне могла бы стоять где-нибудь в столице Австрии, в Вене.
Ибо архитекторы С.А. Бржозовский и С.И. Минаш, которые строят здание в начале XX века, они ориентируются на тот стиль модерна, который развивался именно в Австрии, называется он «Венский сецессион».
Что характерно для этого стиля? - Здесь мы видим ассиметричную постройку, много разных деталей, разные по форме окошки: на левой части маленькие, каждое окошечко на один этаж.
А на правой части - огромное окно на два этажа, и огромные залы там высотой в два этажа. С одной стороны - трехэтажная часть, с другой - такая же по высоте, но двухэтажная часть. Много всяких украшений.
Между окнами второго этажа в центральной части мы видим кружки такие, венки, и пересекающие их вертикальные линии.
Такое сочетание вертикалей с кругом очень характерно для этого модерна, его часто можно увидеть в постройках модерна. Лепка чудесная.
Теперь посмотрите на башню с часами. Над часами кого вы видите? - Сова. Сова распростерла крылья над городом, над часами.
Если говорить о Петербурге, как зеркале европейской архитектуры, здесь мы видим архитектуру австрийскую. Мы с вами побывали, не выезжая из Петербурга, в столице Австрии, в городе Вене.
Мы с вами сейчас выезжаем на Московский проспект. А пока что мы с вами находимся как бы загородом, кажется странным, центр города.
Но до середины XYIII века это была загородная территория, поэтому проспект, по которому мы с вами ехали, называется Загородным. А граница города была Фонтанка.
И вот на берегу Фонтанки, на загородном берегу Фонтанки строит дом для своего друга один очень-очень интересный архитектор по фамилии Львов.
Николай Львов был очень интересной фигурой в нашей истории.
Он был архитектором, поэтом, художником, он был первым фольклористом России - самый первый фольклорный сборник русских народных песен был собран и издан Львовым. А еще он был инженером, инженером-строителем.
На берегу Фонтанки Львов строит дворец для своего приятеля, прекрасного поэта Гавриила Романовича Державина. И вот слева от нас Дворец Державина.
Поскольку я много раз бывал в регионе Венето - это Италия, поблизости от Венеции, то я видел шесть вилл, построенных архитектором Андреа Палладио. В четырех из них я побывал.
Это достаточно уникально, потому что немногие петербуржцы бывали в виллах Палладио, а в четырех сразу - это, пожалуй, никому, кроме тех, кто ездил со мной, не удалось.
Почему я вспомнил о виллах Палладио?
Андреа Палладио жил в XVI веке. В 2008 году отмечалось 500 лет со дня его рождения. 500 лет назад он строил.
Он не только строил, но еще издал книгу - архитектурный трактат, который называется «Четыре книги об архитектуре». И там он дал рисунки, эскизы и чертежи своих построек, построек древних римлян и древних греков.
И представьте себе, в Германии, Англии, Швеции, читая каких-нибудь архитекторов XVI, XVII, XVIII, XIX веков, я каждый раз натыкался на такие строчки: «он побывал в Италии, и там ему посчастливилось купить трактат Палладио об архитектуре». Очень многие архитекторы испытали его влияние.
В журнале «Автобус» есть статья про мост, который был построен Палладио в Англии в XVIII веке. Там три одинаковых моста. Как так, вы скажите, он жил в XVI веке, а мост построили в XVIII веке?
Да, спустя 200 лет, его проект реализовали в трех разных местах Великобритании. Я видел один из этих мостов и сфотографировал его, один из этих мостов я видел в Интернете и один из мостов, построенный в XVIII веке Андреа Палладио, вы все видели в Царском селе, в Екатерининском дворце - Палладиев мост.
Мраморный мост находится в пейзажной части Екатерининского парка над небольшим проливом вблизи Большого пруда и представляет собой два павильона, соединенных колоннадой из ионических колонн, между которыми установлены балюстрады.
А здесь мы с вами видим типичную палладианскую виллу.
Андреа Палладио часто строил загородные виллы в виде буквы «П». В центре находится парадный двор, к которому подъезжали кареты или всадники на конях, подходят, подъезжают, выходят, заходят в красивый двор, в красивый дом.
В виде палладианских вилл построены очень многие дворцы в Петербурге. Мы с вами видим Дворец Державина. А вспомните еще один дворец хотя бы? - Русский музей, Михайловский дворец построен точно также, по тому же самому плану. Разница между этими постройками - лет 60. В конце XVIII века, в 1780-х гг. строит Львов это здание, в 1820 строит Росси Михайловский дворец.
Вы скажите, а почему так уверены, что это влияние Андреа Палладио, почему ни кто-нибудь другой? - Дело в том, что Николай Львов был автором первого полного перевода текста книги Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» и первым издателем этого полного текста в России. Он сам себя называл палладианцем, он все время подчеркивал, что он является продолжателем дела Палладио.
О Державине можно очень много рассказывать, в школе мы его так проходим, что читать не хочется. На самом деле, если хорошо и внимательно посмотреть, то очень интересная литература. Кстати, в одном из журналов «Автобуса» есть моя статья о том, как Ломоносов побывал в гостях у Екатерины II, и какую оду он написал.
Я разбираю эту оду. Я не литературовед, я просто попробовал внимательно прочесть. В школе, проходя
Ломоносова, нам говорили, что он замечательный ученый, а поэт… вот он писал оды, восхвалял цариц. Вот я разобрал оду, там порядка 40 или 50 строк: восхвалению наук он отводит в два раза больше строк, чем восхвалению императрицы. Да, он, конечно, хвалит императрицу, но для того, чтобы она продвигала науки. Главное - ода науке, почитайте.