Прекрасное пленяет навсегда. 2009. Апрель - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда

ЗАЛ МАЙОЛИКИ

(зал №230)

Зал майолики находится в здании Нового Эрмитажа. В декоре зала использованы мотивы искусства эпохи Возрождения.

В зале представлены два шедевра Эрмитажа - картины Рафаэля «Мадонна Коннестабиле» (1504) и «Святое семейство» (1505-1506).

Экспозиция включает произведения итальянских мастеров XV-XVI вв., в том числе учеников Рафаэля: скульптурная группа «Мертвый мальчик на дельфине» приписывается Л.Лоренцетти, картон для шпалеры «Шествие с быками и слонами» создан Дж.Романо. В зале представлена майолика, шпалера «Аполлон и знаки Зодиака», а также художественная мебель.

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483-1520)
Мадонна с Младенцем
(Мадонна Конестабиле)
Италия, 1504 год
Холст, темпера, переведена с дерева,
17.5x18 см
Поступила в Эрмитаж в 1871 году
из собрания графа Конестабиле в Перудже

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

В историю итальянского искусства Рафаэль вошел как «гений гармонии». Несмотря на то, что стиль художника еще не сложился, картину «Мадонна Коннестабиле» отличают превосходная композиция, красота линейного ритма, благородство цветовых созвучий и совершенство образов, все то, что найдет блистательное развитие в его зрелом творчестве.

Юная мать задумчиво смотрит в книгу, к которой тянется ребенок. Весенняя прозрачность далекого пейзажа удивительно созвучна образу Марии, юной и чистой, как окружающий ее мир.

Картина сохранила первоначальную раму, украшенную гротескным орнаментом и исполненную, очевидно, по рисунку Рафаэля. До перевода живописи с дерева на холст она составляла с картиной одно целое.

В 1871 г. картину из собрания графа Конестабиле купил Александр II и преподнес в дар супруге, императрице Марии Александровне.

Когда Рафаэль писал «Мадонну Коннестабиле», ему было около семнадцати лет. Может быть, поэтому основная ее особенность - наполняющий всю картину тонкий лиризм.

Он присутствует в образе мадонны, совсем молоденькой и наивной девушки, и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. Царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие пологие, уходящие вдаль холмы. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.

Основная черта облика мадонны - задумчивая ясность, вокруг нее - то же настроение.

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

Картина скомпонована специально для небольшого формата. Ее даже трудно представить более значительного размера. По камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит и композицию. Она прекрасно вписывается в эту форму, и вся выдержана в мягких округлых линиях: плавный покат плеча мадонны, склоненная голова в покрывале, линия второго плеча. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Этим приемом достигается необычная гармоничность построения композиции.

В образе мадонны, и в характере пейзажа, и особенно в настроении картины, как это часто встречается в ранних произведениях художника, видны следы воздействия творчества умбрийского мастера Перуджино, учителя Рафаэля.

«Святое семейство», или «Мадонна с безбородым Иосифом» (1506 г.), хранящаяся в Эрмитаже, относится к раннему, флорентийскому, периоду творчества художника.

Иосиф, Мария и младенец образуют удивительно простую, естественную группу. Религиозный оттенок настроения, еще не чуждый Мадонне Конестабиле, уступает место чисто человеческому чувству.

Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, Рафаэль очищает свои образы от всего будничного, отбрасывает случайные черты и бытовые детали, возводя их на пьедестал совершенства.

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483-1520)
Святое семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом
Италия, 1506 год
Холст, темпера, переведена с дерева,
масло, 72.5 x 56.5cм
Картина поступила в музей в 1772 г. в составе знаменитой коллекции Пьера Кроза.

Текучие и плавные линии контуров, перекличка цветовых пятен, продуманное расположение фигур рождают в картине чувство гармонии, величия и простоты, присущее произведениям Рафаэля. Художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображая его без бороды, - отсюда второе название картины.

Перед нами идиллическая сцена семейного быта. Минута тихого молчания, невыразимо поэтичных внутренних переживаний. Эти чувства так идеально чисты, так поэтично выражают святую теплоту материнства.

В «Мадонне с безбородым Иосифом» фигуры заполняют почти всю поверхность картины и как бы развернуты в плоскости рельефа. Голова младенца в центре композиции. Ясно выступает схема треугольника в образах Мадонны и младенца. Пластичность форм, контрасты линий, их наклонов живо чувствуются рядом с вертикалями пилястров и посохом Иосифа.

Его фигура прекрасно завершает группу, приводя ее в согласие с прямоугольной формою картины и выдвигая ее главные образы. Округлые линии голов, плеч и ореолов находят свой последний гармонический отклик в ритмическом изгибе арки над светлым пейзажем. Так внутреннему выражению мира, ясного покоя отвечает в сочетании всех форм и линий и светлая воздушность ландшафта. Как тонко продумано и взвешено в творческой работе каждая черта этой просветленной видимости.

Уже в самых ранних произведениях Рафаэля очевидны неповторимо индивидуальные черты.

Молодой художник стремится к жизненной конкретности. В наибольшей степени это относится к образу старого Иосифа, который традиционно изображался с большой бородой, подчеркивавшей его возраст. Рафаэль изобразил старика безбородым.

Эта деталь оказалась настолько характерной, что картина Рафаэля получила название «Мадонна с безбородым Иосифом». Менее ярко, но вполне определенно индивидуализированы Мария и младенец Иисус.

Фигуру младенца художник дает в сложном развороте, в чем, несомненно, сказывается влияние Леонардо. Но в то же время Рафаэль стремится к величайшей простоте и гармоничности изображения. Три фигуры художник объединяет в непринужденную, но неразрывно связанную группу. Композиция картины построена на повторяющихся и перекликающихся мотивах круга и полукруглой арки.

Этот прием придает композиции удивительную музыкальность, целостность и устойчивость. Ничем не нарушаемое спокойствие, хотя и овеянное легкой грустью, господствует в картине. Еле уловимая печать растворяется в светлых, нежных цветовых созвучиях. Рафаэль достигает в картине удивительной колористической тонкости.

Картину отличает особое настроение возвышенной печали.

А.С. Пушкин, вдохновленный «Мадонной с безбородым Иосифом», выставленной в Эрмитаже после реставрации, вернувшей подлинное письмо Рафаэля, написал элегию «Возрождение»:

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Ло Спанья (lo Spagna), собственно Джованни ди-Пьетро - итальянский живописец, самый значительный, после Рафаэля, ученик Перуджино. Биографические сведения о нем очень скудны, он был испанец (отсюда его прозвище), но в 1516 г. он получил права гражданина Сполето, а в следующем за тем году был избран в старшины корпорации живописцев (capitano dell'arte dei pittori) в этом городе.

Ло Спанья (Джованни дель Пьетро) (1450 - 1528) Мадонна с младенцем

Умер он позже 1530 г. В позднейших своих работах Ло Спанья подражал Рафаэлю, стараясь приблизиться к третьей, римской манере великого мастера; но лучшие его произведения, бесспорно, те, в которых он строго держался стиля своего учителя.

Многие из его картин приписывались и еще приписываются либо Рафаэлю, либо Перуджино. Как на замечательнейшие из достоверных произведений Ло Спанья должно указать на фрески (к сожалению, сильно попортившиеся) в палаццо - публико в Сполето (1513), на «Мадонну на троне» (1516) в капелле св. Стефана в нижней церкви монастыря св. Франциска, в Ассизи, и на фрески хора в церкви С.-Джакомо в Фолиньо, с главной картиной «Небесное коронование Пресвятой Девы».

В картинных галереях работы этого художника встречаются очень редко; в берлинском музее имеется его «Поклонение волхвов», в лондонской национальной галерее - «Молитва Спасителя в Гефсиманском саду», в парижском Лувре - «Поклонение пастырей» и в ватиканском музее, в Риме - повторение этой последней картины.

Назад

Главная 1 2 3 4 5 6 7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой