Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда

ЗАЛ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(зал №214)

Празднично оформленный зал Старого (Большого) Эрмитажа.

Современный облик зала сформировался в 1858 году благодаря таланту и фантазии Штакеншнейдера. Просторную комнату талантливый зодчий оформил в стиле позднего французского барокко. Декоративное убранство составляли покрытые стуком пилястры, белые, розовые, светло-зеленые простенки, колонны из разноцветной яшмы и порфира, голубые лазуритовые вставки на белоснежных мраморных каминах.

Густые черно-красные тона дверей сочетались с традиционными барочными элементами: позолотой, бронзой, богатой лепниной стен и потолка. Отделка дверей соответствовала модному тогда стилю «буль», возникшему в мастерских французского мебельщика А. Буля, который украшал простые по формам изделия причудливым мозаичным узором. Двери декорированы пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Над дверями располагаются медальоны с портретами А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Ф.Паскевича, П.А.Румянцева-Задунайского, Г.А.Потёмкина и В.М.Долгорукова-Крымского.

Зал украшают живописные панно и плафоны. Сегодня в композицию стен зала Леонардо да Винчи входят декоративные панно, выполненные в XVII веке художником Падованино из Венеции. В 1850-х годах старинные картины дополнились полотнами меньших размеров, написанными русским академиком Ф.А.Бруни.

В нарядном двусветном зале представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - «Мадонна Бенуа», одно из немногих бесспорных творений мастера, и «Мадонна Лита».

Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) подвело итог достижениям XV в. и открыло новый этап в развитии итальянского искусства - Высокое Возрождение. До наших дней дошло немногим более десятка живописных произведений великого мастера, рассеянных по музеям разных стран. Две картины Леонардо да Винчи хранятся в Государственном Эрмитаже.

«Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», написана около 1478 г.

Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи.

Отказавшись от традиционного изображения мадонны, художник создал одухотворенный женский образ, исполненный земной прелести. Юная мадонна в нарядном платье флорентийской горожанки, улыбаясь, протягивает ребенку цветок, наблюдая за неуверенными еще движениями младенца, тянущегося к лепесткам.

Характерная для произведений мастера легкая световоздушная дымка, так называемое сфумато, придает лицам особую выразительность. Крепкое, пухлое, как бы вылепленное с помощью светотени тело младенца свидетельствует о том, что открытия Леонардо-ученого помогали Леонардо-художнику: не случайно он называл живопись наукой и «законной дочерью природы».

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)
Италия, 1478-1480 годы
Холст, темпера, переведена с дерева, 49,5х31,5
Поступила в Эрмитаж в 1914 году
из собрания М.А.Бенуа в Петрограде

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое окно.

Художник окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.

Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок.

Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём облике младенца.

Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.

Интересна судьба этого шедевра.

До XVII века картина находилась в Италии, затем неизвестно где. В 1824 г. русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную позднейшими записями картину.

Потом она попала в собрание петербургского архитектора Н.Л.Бенуа, где было установлено, что это - творение Леонардо. В 1912 году «Мадонна Бенуа» куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции «Лунная соната».

Тема прославления человека, больших человеческих чувств еще сильнее звучит в произведении, написанном около 1490 года - «Мадонна Лита».

Проникновенный женский образ, возвышенный и поэтический, сочетающий в себе физическую и духовную красоту, воплотил идеал человека эпохи Возрождения.

Голова мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом.

Художник выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе своего сына. Опустив глаза, мадонна любуется ребенком, лежащим у нее на руках.

Прекрасно и выразительно лицо мадонны: в нем запечатлены тончайшие оттенки материнского чувства.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Лита)
Италия, 1490-е годы
Холст, темпера, переведена с дерева,42х33 см
Поступила в Эрмитаж в 1865 году
из собрания герцога Литта в Милане

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

Мы почти не видим глаз мадонны, но ощущаем ее ласковый взор, обращенный к младенцу. Ребенок, словно потревоженный присутствием посторонних, повернул кудрявую головку и смотрит на нас.

Глаза его подернуты легкой поволокой. Фигурка младенца расположена на руках мадонны так, что хорошо ощутим вес детского тельца.

С замечательным мастерством передал Леонардо нежное тельце младенца, золотистые завитки его волос, пристальный взгляд, обращенный к зрителю.

Спокойный замкнутый силуэт фигуры мадонны рельефно выделяется на темном фоне стены.

Симметрично расположенные по сторонам светлые проемы окон, за которыми открывается окутанный дымкой гористый ландшафт, уравновешивая композицию, создают иллюзию пространства.

Благодаря этой характерной для Высокого Возрождения завершенности построения, произведение Леонардо вызывает ощущение покоя, тишины и гармонии.

Великолепно переданы в картине объемы - Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи материальных форм.

Картина проста и лаконична. В ней нет элементов будничности. Лаконичны и краски, где доминируют красная, синяя, черная.

Сама композиция картины, лишенная движения (оно показалось бы здесь неуместным), с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в целом.

Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли).

Кающаяся Мария Магдалина
Италия. Первая половина XVI в.
Дерево, масло. 49x39 см
Источник поступления в музей: Экспертно-закупочная комиссия (ЭЗК) Государственного Эрмитажа. 1977

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

Назад

Главная 1 2 3 4 5 6 7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой