Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда

ИСКУССТВО ИТАЛИИ XYв.

XV столетие, так называемое раннее Возрождение, прошло под знаком упорных поисков и важных открытий в разных областях. Художники разрабатывали законы перспективы, учение о пропорциях человеческого тела, овладевали новыми приемами композиции, изучали античное наследие.

Они стремились в своих произведениях передать богатство окружающего мира, поставив в центр внимания образ человека. Религиозные сюжеты, столь обычные в средневековье, продолжали существовать, но они трактовались в духе светских сцен, наполнялись иным, глубоко человечным содержанием.

Следуя по выставке от икон XIV в. до картин Леонардо да Винчи, легко заметить коренные сдвиги в искусстве, которое шло по пути овладения реальной действительностью.

Анджелико, фра Беато (Fra Beato Angelico, ок. 1400–1455) – знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения.

Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами
Дерево, темпера. 81x51 см
Италия. Около 1425
Источник поступления в музей: Строгановский дворец-музей в Петрограде. 1922

Картина "Мадонна с Младенцем", исполненная около 1425 г., относится к типу "Мадонны смирения", распространенному во Флоренции в конце XIV - начале XV в.

Написанная яркими чистыми красками, картина проникнута просветленным и поэтическим настроением.

Привлекательны нежная белокурая Мадонна, облик которой художник наделяет конкретными чертами, и грациозные ангелы с пестрыми крыльями.

Их крошечные, по сравнению с Марией, размеры, а также золотой фон и отсутствие глубины пространства - свидетельство средневекового наследия в искусстве художника.

Фреска «Мадонна с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским», исполненная в начале 1440-х гг. на стене трапезной монастыря Сан Доменико в городке Фьезоле близ Флоренции художником монахом Фра Беато Анджелико да Фьезоле (1387-1455) - яркий пример того, как в искусстве старое вытесняется новым.

Фигуры приобрели объемность, лица - индивидуальность. Золотой фон сменило голубое небо. Умело передана воздушная ткань шарфа, ниспадающего с плеча мадонны, образ которой исполнен покоя, созерцательности и мягкой красоты.

Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским

Фреска. 196x187 см
Источник поступления в музей: приобретена во Флоренции у А. Маццонти и К. Конти. 1883

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

Ни в одной европейской стране монументальная фресковая живопись не имела такого распространения, как в Италии эпохи Возрождения. Однако в музеях за пределами Италии ее образцы встречаются редко. Фреска фра Анджелико, одного из лучших флорентийских художников первой половины XV столетия, происходит из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, где фра Анджелико, монах-доминиканец, занимал должность приора. После упразднения монастыря в XIX в. фреска была выпилена из стены и продана флорентийским живописцам А. Маццонти и К. Конти, у которых она была приобретена для Эрмитажа.

Симметричная композиция с Мадонной на троне и стоящими по обе его стороны святыми была распространена в итальянской живописи как в Средневековье, так и в XV в. Слева от Марии - св. Доминик, основатель ордена доминиканцев. Лилия в его руке символизирует чистоту. Справа - великий теолог св. Фома Аквинский. На страницах книги, которую он держит, тексты псалмов. В отличие от святых, наделенных индивидуальными чертами облика и характера, Мадонна идеально прекрасна. Именно ее образ сообщает настроению произведения лирическую возвышенность.

С творчеством известного флорентийского мастера XV в. Филиппо Липпи (1406 - 1469) знакомит картина «Видение блаженного Августина».

Используя религиозный сюжет, художник изобразил фигуры на фоне уходящего вдаль приветливого пейзажа, построенного с помощью приемов линейной перспективы.

Человек в белых одеяниях и епископской тиаре, опираясь на высокую скамью на берегу реки, обращается к мальчику, занятому странным развлечением – тот вычерпывает воду ложкой.

Епископа зовут Аврелий Августин, или Августин Блаженный. Он родился 13 ноября в 354 г. в Тагасте (Нумибия, Северная Африка; ныне Алжир) и умер в 430 г. в приморском городе Гиппоне (в 80 километрах от Тагасты). Отсюда его епископский титул – Гиппонский, или Иппонийский.

Картина запечатлела один из эпизодов его богатой событиями жизни.

Как-то раз св. Августин во время прогулки по берегу моря неподалеку от Чивитавеккиа размышлял о таинстве Св. Троицы.

Он увидел маленького мальчика, пытающегося осушить море, переливая его с помощью раковины в выкопанную на берегу лунку.

«Но это невозможно», - говорит ему Августин. «Не более невозможно, - отвечает малыш, - чем человеческим умом постичь ту тайну, о которой ты размышляешь».

Источник этой легенды точно неизвестен, однако она существовала в XV столетии, что доказывают, в частности, картины художников того времени.

Над трактатом «О Троице» Августин работал в 399-419 гг. Таким образом, изображать Августина в епископском облачении является с исторической точки зрения совершенно корректным. Хотя на многих картинах, написанных на этот сюжет, он предстает в монашеском облачении.

Младенец часто изображается в виде ангела с нимбом, как у Филиппе Липпи, и символизирует младенца Христа (хотя в легенде нет указания на это - Христом младенца сделала традиция).

Море превратилось здесь в реку «Орудием труда» младенца может быть морская раковина, как у Гоццоли, - вот почему она стала одним из атрибутов св. Августина.

Августин написал много работ, но особую известность ему принесла «Исповедь» (397-400) – лирическая автобиография, положившая начало новому – исповедальному жанру в европейской литературе.

Филиппино Липпи (1457? - 1504) - ученик Сандро Боттичелли, сын Филиппо Липпи.

Его кисти принадлежит одна из лучших картин эрмитажного собрания «Поклонение Младенцу».

Поклонение Младенцу Христу
Италия, 1480-е годы
Медь, темпера, переведена с дерева. Круг диаметром 53 см.
Поступила в Эрмитаж в 1911 году из собрания графа П.С.Строганова в Санкт-Петербурге.

Наведя курсор, некоторые фрагменты можно просмотреть в увеличенном размере.

Ридольфо Гирландайо
Поклонение Младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом

Ридольфо Гирландайо (14 февраля 1483 - 1561) - итальянский живописец эпохи Возрождения, сын более известного художника Доменико Гирландайо. Родился и работал во Флоренции.

Он известен в основном как портретист. Примерами его стиля могут служить картины Ювелир и Женский портрет (1509) (обе в галерее Питти во Флоренции).

Умер Ридольфо во Флоренции 6 января 1561.

Назад

Главная 1 2 3 4 5 6 7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой