В музейный комплекс «Исаакиевский собор» входит не только этот храм, а еще три наших красивых православных храма:
- Сампсониевский собор
- Спас на крови
- Смольный собор
А сейчас продолжаем разговор о строительстве. Посмотрим на второй стенд.
Продолжается у нас строительство Исаакиевского собора. Ломают стены. Вырывают огромный котлован 5,5 метров, работают насосы, откачивая болотистые грунтовые воды. Укрепляется почва.
Забиваются сваи: к старым сваям новые - 24 тысячи свай - просмоленной корабельной сосны находится под нами. 6,5 метров свайное основание, а на него укладывали фундамент - гранитные и бутовые плиты.
Высота фундамента Исаакиевского собора - 7,5 метров.
Итак, считаем: 6,5+7,5=14 - под нами 14 метров.
А ширина стен Исаакиевского собора от 2,5 до 5 метров - это как укрепление, такие широкие стены. Поэтому, когда была война, то в стенах храма не слышно было, как разрывались бомбы. 150 тысяч снарядов было выпущено по нашему городу, повредили они стены Исаакиевского собора, кое-где колоны.
На западном портике остались следы военных лет и мемориальная табличка установлена. Но те музейщики, которые здесь жили
- в Исаакиевском соборе в годы войны - рассказывали в своих мемуарах, что сюда не доносилось ни единого звука. Вот такие здесь стены. Здесь стояла тишина.
В своем проекте Монферран учел болотистый характер грунта Петербурга, большой вес постройки - собор весит более 300 тысяч тонн. И поэтому свайное основание делает сплошным.
Одновременно с началом работ в Петербурге - тема нашего сегодняшнего занятия: Строительство собора.
Устройство Исаакиевского собора как православного храма - начинаются работы по выработке будущих гранитных колонн, которые вы видели, входя в музей. Колонна гладкая, отполированная, при высоте 17 метров весит 114 тонн.
Был такой талантливый рабочий Самсон Суханов, потом он станет мастером строительных работ (вспоминаем, Ростральные колоны на Васильевском острове, Казанский собор), станет богатым человеком, в конце жизни, правда, умрет бедным.
Был очень сильным, ходил один в лес на волка и медведя, какой недюжинной силы. Из крестьян, он добился того, что стал богатым подрядчиком.
Был не только сильным, но и умным человеком. Он придумал
оригинальный способ выломки гранитных монолитов. Предложил: на скале сначала очерчивать контур будущей колоны, сверлить отверстие, вставлять металлические клинья, мерными ударами молотом по клиньям рабочие начинали как бы откалывать этот кусок. Работали даже дети старше 12 лет. Работали 14 часов, весь световой день, жили в бараках, трехэтажные нары, частые случаи травматизма, падения с лесов - все это уносило части жизни. Ну а газета «Северная пчела» писала об использовании труда малолетних, это было
особенно страшно. Так что полмиллиона человек за 40-летнюю историю строительства нынешнего собора участвовали в этом грандиозном строительстве.
В каменоломне на берегу Финского залива, в местечке Пютерлакс (неподалеку от Выборга) заготовляли гранитные монолиты для колонн собора.
Там их вчерне обрабатывали, грузили на баржи (для перевозки гранитных заготовок были построены специальные баржи на одном из заводов крупного петербургского промышленника Ч.Берда), водным путем доставляли в Петербург (каждую баржу с заготовкой буксировали два парохода до пристани на Неве, у Сенатской площади), в пристани заготовки выгружали и доставляли на строительную площадку по впервые использованному в России рельсовому
пути, по настилам перекатывали в специально отведенный сарай на строительной площадке, здесь вручную шлифовали и полировали. А поднять как колоны? Это не простая задача.
Здесь нужна была хорошая голова, мудрое инженерное решение. И таким человеком был Августин Бетанкур - начальник строительных гидротехнических работ. Именно он предложил поднимать колонны с помощью лесов.
Еще до возведения стен здания были подняты и установлены в течение двух лет на фундаменте все 48 гранитных колонн. Подобные колонны были подняты на колоннаду Исаакиевского собора, которая находится на высоте 43 метров, чтобы туда подняться (а мы туда с вами поднимемся), мы должны будем преодолеть 262 ступеньки, для того, чтобы насладиться уникальным прекрасным видом нашего замечательного города. Итак, отправляемся
смотреть леса.
А это что такое, как вы думаете, что за решеточки? - Вентиляция. А что там находится в подвалах? Раньше находилось? - Там и хранилище, и различные службы. А раньше там стояли печи - калориферы. Их топили дровами 1 тыс. 400 кг дров в сутки требовалось на отопление собора. Оттуда, из теплоцентра теплый воздух поступает через решеточки и отверстия в собор. Раньше топили истопники дровами, каменным углем. Они внимательно
смотрели
за печами, это как топка в паровозе, работали беспрестанно, чтобы теплый воздух своевременно поступал в собор. Но удержать температуру всегда 16-18 градусов и влажность 50-70%, как во всех музеях мира, прежде не удавалось, сейчас всегда тепло, что важно для сохранения уникального памятника для последующих поколений.