Куда мы подошли - 1:16 натуральной величины модель лесов.
Смотрим на модель, что представляли из себя леса. Три коридора, образованные четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых сверху мощными балками. Высота сооружения 22 метра.
А теперь представьте, как в один из пролетов на специальных тележках строители вкатывали колонну, обшитую циновками и войлоком.
Корабельными канатами, которые сверху перекидывались через систему блоков, соединяли с 16 горизонтальными чугунными воротами (кабестанами) с рычагами (по 8 с каждой стороны лесов), каждый из них приводился в движение восемью рабочими.
На кабестаны наматывались корабельные канаты, веревки натягивались, тянули колонну, она в пролете медленно поднималась и устанавливалась. Это происходило всего за 40-45 минут. Как вы думаете, это быстро? - Это очень быстро, один урок в школе - и стоит колонна.
Леса укрепляли установленные под углом балки, подпирающие конструкцию. Именно леса побудили Монферрана воздвигать стены здания позже, иначе построить подобные конструкции на портиках было бы невозможно.
Такие же леса были установлены на высоте 43 метров. Но туда уже подавали колонны при помощи специальных механизмов по специальным настилам, втягивали их туда и там уже устанавливали.
Там было уже полегче - 64 тонны весила на колоннаде колонна при высоте 13,5 метров. Тогда не было телевидения, интернета, была другая эпоха. Это было настоящим событием. Весь высокопоставленный, весь царственный Петербург - дамы в нарядных платьях, кавалеры, - ждали этого зрелища. Здесь стоял амфитеатр. Простолюдины сидели на крышах близ лежащих домов. Подъем и установка колонн Исаакиевского собора - это событие назовут
в газетах - «Чудом инженерного искусства». Строительная площадка Исаакиевского собора в те годы станет настоящей академией строительного искусства. Огромное количество совершенно новых, новаторских идей будет применено при строительстве Исаакиевского собора. И одно из этих чудес, которые вы теперь уже видели - это подъем и установка колонн Исаакиевского собора - за 45 минут 128 человек поднимали колонну весом 114 тонн. И уже потом приступят к кладке стен здания, а потом возведут подкупольные пилоны
и, наконец, приступят в 1828 году к сооружению гигантского купола.