Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Исаакиевский собор
Под сводами Исаакиевского собора.

Мы посмотрим, как устроен купол Исаакиевского собора. Давайте подойдем вот к этой модели.

Купол собора состоит из трех частей - наружный свод купола, средний и нижний. Нижний свод называется сферический, средний свод называется конический и наружный свод, который облицован медными золочеными листами - параболический.

Что дает такое устройство купола? Как раньше складывали купола? - Раньше купола складывали из кирпичей. Это было тяжело. Купол Исаакиевского собора очень большой, огромный. И если сделать его кирпичным, что произойдет? - Он будет тяжелым, и есть вероятность обрушения. Надо было что-то придумать.

И вот Монферран впервые предложил сделать купол Исаакиевского собора из легких металлических конструкций.

Это не только облегчило купол, но и позволило принять интересное инженерное решение: между металлическими конструкциями купола (диаметр внутреннего купола 22 метра, а наружного - 25 метров - я не называю точные размеры) - между металлическими ребрами образовывались пустоты, которые заполнялись глиняными горшочками - 100 000 штук.

Давайте думать для чего? - Для хорошей акустики. А еще для дополнительной зоны теплоизоляции - в римских постройках так делали. Представьте себе, как в праздничные дни на солее (солея - это место возвышения перед иконостасом) выстраивался хор до 300 певчих. Как звучали эти голоса, звонили колокола.

Сейчас нет колоколов, после революции их сняли и переплавили. Часть металла ушла на создание памятника вождю пролетарской революции - В.И.Ленину, который до позапрошлого года стоял у Варшавского вокзала, одного из шести вокзалов города.

А ведь колокола Исаакиевского собора были сделаны знаменитым колокольных дел мастером, который работал на Валааме, - Суколкиным из Сибирских пятаков. Колокола отличались большим содержанием серебра и золота. Самый большой колокол весил 300 тонн, его звук слышали в радиусе 6-8 километров - аж на Пулковских высотах. Сняты были все 11 колоколов и переплавлены. И тогда же в 1922 году во время изъятия церковных ценностей из собора изъяли и ту утварь, которая использовалась во время богослужения - 2 тонны (200 кг) серебра, 47 кг золота, 796 драгоценных камней - рубины, бриллианты, сапфиры, украшавшие святыни собора - здесь была чудотворная икона Корсунской Божьей Матери, часть мощей Андрея Первозванного, Спас Нерукотворный - личная икона, принадлежащая Петру I - все они были обрамлены этими камнями. Их тоже мы уже никогда не увидим. Но будем надеяться, что когда-нибудь вновь услышим знаменитые колокола Исаакия.

А теперь подойдем и посмотрим на скульптурный портрет главного архитектора Исаакиевского собора - Огюста Рикардо Луи де Монферрана (1786–1858). Вот сколько во Франции имен давали детям.

Вот он перед вами. А какой он, как вы думаете? - Добрые глаза, жизнерадостный, он был человеком с юмором, немножечко насмешливый, не худенький (хорошо питался), он был небедным человеком (приехал он небогатым человеком, но в конце он был одним из богатых архитекторов, у него был шикарный особняк на Мойке).

Чем интересен этот скульптурный портрет Монферрана, бюст (погрудное изображение)?

Здесь использованы разные сорта натурального мрамора, именно те, которые использовались при строительстве Исаакиевского собора.

Лицо Монферрана высечено из белого каррарского мрамора (мы его увидим в иконостасе, в основании пьедестала).

Белый каррарский мрамор статуарио высоко ценим скульпторами.

У него повышенная плотность, мелкозернистая структура, однородность и отсутствие рисунка.

Благодаря этому мрамор даже слегка просвечивает на глубину до 4 см от поверхности, что и привлекало внимание ваятелей.

Добывали этот камень в Монте-Альтиссимо и Карраре.

Тивдийский мрамор розового цвета - Монферран применил его в отделке Исаакиевского собора. Преобладание розовых и красных тонов в окраске объясняется наличием минерала гематита.

Черный кавказский сланец (из этого камня делали доски в XIX веке, школьники писали на них), в лентах темный серовато-зеленый генуэзский и желтый сиенский мраморы - всего, мы называли, при оформлении Исаакиевского собора использовалось - 43 различных вида минералов и 14 сортов натурального мрамора.

Вместе с отечественным камнем в интерьере собора использован привозной, из Италии и Южной Франции.

Монферран изображен в зените славы, зрелым человеком, грудь его украшают ордена, он участвовал в войне с Наполеоном (на стороне армии Наполеона, когда еще был во Франции). Родился он в 1786 году 23 января, в возрасте 30 лет приехал в Петербург делать карьеру. Он сделал блестящую карьеру для архитектора. Строил много: особняки для петербургской знати, рядом с Исаакиевским собором, в пяти минутах ходьбы, - особняк Лобановых-Ростовских, описанный Пушкиным в поэме «Медный всадник», на Морской – особняки В.Ф.Гагариной и Демидовых, Александровская колонна на Дворцовой площади, после пожара он перестраивал интерьеры Зимнего дворца. Заказов было много - Нижегородская Ярмарка - здание церкви, участвовал в подъеме знаменитого Царь-колокола в Москве, который до этого более 100 лет пролежал в земле. У него был инженерный талант, он был прекрасным чертежником и рисовальщиком.

Монферран просил похоронить себя под сводами любимого Исаакиевского собора. Ему отказали - собор православный. Умер Монферран в возрасте 72 лет (1858), через 28 дней после освещения и открытия Исаакиевского собора, как будто бы выполнив свою главную жизненную задачу.

После его смерти, вдова Элиза Монферран перевезла его тело во Францию, там он и был похоронен, но могила архитектора, к сожалению, затерялась. И хотя мы не знаем, где похоронен Монферран, бессмертным памятником зодчему стоит Исаакиевский собор в Петербурге.

Назад

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой