Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Май
Добрая лира

БЕЛАЯ ГОСТИНАЯ

В настоящее время в Белой гостиной располагается выставка клавишных инструментов, среди которых именные инструменты Е.А.Мравинского, А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского.

Струнные клавишные инструменты прошли долгий путь развития. Менялись не только детали конструкции, но принципы звукоизвлечения.

Спинет - небольшого размера, переносимый инструмент, инструменты большого размера (напоминающие по форме рояль) называются клавесинами или чембало.

В XY веке многострунные инструменты снабдили клавиатурой как на органе и специальным механизмом, соединяющим клавишу и струны. Появились клавишные щипковые инструменты: клавесин, спинет, вёрджинал.

Спинет изобретен в XY веке, а клавесин в XYI. Спинет был домашним инструментом и нередко оформлялся в виде бюро, шкатулки и т.д. Клавесин же употреблялся не только в быту, но и как концертный инструмент. Для разнообразия характера и силы звучания его снабжали несколькими комплектами струн и двумя-тремя клавиатурами.

Спинет-бюро.
Мастер неизвестен.
Германия. Начало XYIIв.

Механический музыкальный инструмент - спинет-бюро выполнен неизвестным мастером XYII в. в Германии. Такие инструменты украшали интерьеры аристократических домов. Подобные инструменты встречаются чрезвычайно редко, в Вене, в коллекции музыкальных инструментов сохранился спинет 2-ой половины XYI в. Сочетает в себе бюро, механический инструмент и спинет.

Корпус черного дерева снабжен выдвижными ящиками, богато украшен перламутром, черепахой и слоновой костью. В центре - ниша бального зала с паркетом, зеркалами, колоннами, с фигурками танцоров. В нижней части находится клавиатура спинета. Механический инструмент располагается внутри корпуса спинета. Под декой находится валик со штифтами, на котором записано 6 пьес. Валик вручную вращается, во время одного оборота проигрывается одна пьеса. Чередование пьес происходит передвижением валика вдоль оси рукояткой. Валик вращается, приводятся в движение рычаги, соединенные с белыми клавишами спинета и фигурки танцоров начинают двигаться.

В Италии, в XYIв. появились чембало, крупный спинет, приобрел крыловидную форму, с большей длиной струн, т.е. с большим диапазоном.

Клавесин - франц. название чембало - форма крыловидная, струны в продолжение клавиш, форма дает самый мощный, звонкий звук.

В конце XYIIв. - начале XYIIIв. появились 2-3-х мануальные «концертные» клавесины с регистрами. Первые образцы клавесина появились после почти двух веков экспериментов.

Клавесин концертный трехмануальный.
Фабрика П.де Витте. Лейпциг. 1911.

Инструмент является
реконструкций клавесина XYIIIв.

Крупные центры по изготовлению клавесинов были в Англии, Фландрии, Германии и Франции.

Вёрджинал - прямоугольной формы, клавиатура бывает двойная, струны располагались почти параллельно клавиатуре. Популярен в Англии в XYI-XYIIвв., а спинеты с XYIв. в Италии, а потом в XYIII в. стали популярны по всей Европе.

В 1709-11 гг. Бартоломео Кристофори сконструировал фортепьяно, форма была заимствована у клавесина. Он назвал свои инструменты «гравичембало и пьяно и форте».

За время своего существования молоточковая механика претерпела большие изменения.

Существуют две разновидности фортепиано («громко», «тихо») - с горизонтальным расположением струн рояль и пианино с вертикальным.

Однако самой распространенной формой стал рояль. Рояльная механика постоянно совершенствовалась.

Арфа клавишная
И.Хр. Дитц. Париж. 1814

Арфа клавишная - прототипом послужили арфа и клавесин. При нажатии на клавишу струна защипывается кожаным плектром. 73 струны. Арфа клавишная изобретена немецким мастером И.Дитцем в 1814г.

Фортепиано вертикальное «Жираф»
Мастер неизвестен
Западная Европа
1-ая треть XIXв.

Фортепиано «Жираф» - вертикальное фортепиано, это струнный, клавишный и ударный инструмент. Название получил своей похожестью на животное, струнная механика как бы «поставлена» на клавиатуру. Подобной конструкции вертикальные клавесины были уже в XYв. Изобретен в 1804 г. в Вене и просуществовал до 1830-х гг. Это переходный инструмент - от крыловидной формы клавесина-рояля к более компактному современному пианино.

Представленные в Белой гостиной экспонаты дают возможность проследить основные этапы развития клавишных инструментов от спинета, клавесина до рояля современной конструкции.

Назад

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой