Н.П.Нератова.
Копия с оригинала Н.И.Аргунова. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой (1768-1803)
Холст, масло. 1995
Главной страстью известного своей благотворительностью графа Николая Петровича, был театр, который он построил в Останкине, оборудовав его по последнему слову техники. Почитатель музыки и живописи, Н.П.Шереметев способствовал развитию таланта Николая Аргунова, в доказательство чего освободил его и его брата Якова от крепостной зависимости. До 45 лет Н.И.Аргунов был крепостным, как и его отец.
Жемчугова в костюме Элианы, героини оперы Гретри «Самнитские браки».
Благородством и одухотворенностью привлекает портрет замечательной крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей женой графа Н.П.Шереметьева.
В 1796 году Жемчугова-Ковалева тяжело заболела. В 1797 году она в последний раз вышла на сцену Останкинского театра в спектакле, который был дан в честь визита в Останкино польского короля Станислава Августа Понятовского (роль Элианы в опере А.-Э. Гретри «Самнитские браки»).
В сценических образах, созданных Жемчуговой, отразилась ее собственная трагедия: графиня под занавес короткой жизни, влюбленная женщина, не принятая светом, мать, не успевшая насладиться материнством…
Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (1768-1803) - блистательная певица и актриса второй половины XVIII века.
Яркая личность и необычная судьба «первой» певицы крепостного театра Шереметевых - ее чудесное превращение из крепостной актрисы в графиню Шереметеву - этот феномен уже два столетия привлекает к себе внимание художников, исследователей и любителей русской культуры.
Вот как описывает внешность Прасковьи Ивановны один из ее первых биографов: «В минуту обаяния, которое невольно охватывает вас при взгляде, приобретают весь смысл и все значение, и эта казавшаяся неправильность в овале лица, и эти глаза, равно сильные и нежные во взоре своей глубиною и влажностью; и эта томность, близкая к слабости... Но в то же время смуглый колорит, готовый засвидетельствовать твердость воли
и силу натуры».
Обладавшая редкой вокальной и актерской одаренностью дочь крепостного крестьянина-кузнеца (коваля) из Ярославской губернии Прасковья Ковалева в семь лет была взята на воспитание в дом Шереметевых.
В доме княгини Марфы Михайловны Долгорукой она получила прекрасное образование, включая иностранные языки, пение и музыку (играла на гитаре, клавесине, арфе), много читала, обучилась этикету.
Обучалась музыкальному искусству и актерскому ремеслу вместе с Ариной Калмыковой (Яхонтовой), Анной Буяновой (Изумрудовой) и Татьяной Шлыковой (Гранатовой). Одним из ее первых учителей музыки был граф Н.П.Шереметев.
Дебют состоялся 29 июня 1779 года в опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы», поставленной в Кусковском воздушном театре, репертуар которого насчитывал более ста опер и балетов. Недостаточно звучная фамилия была на афише заменена. Так среди прочих Яхонтовых и Изумрудовых заблестела Жемчугова.
Слухи о ее способностях распространились молниеносно. Скоро Ковалева-Жемчугова стала примадонной шереметевской труппы. Ее талантом восхищались Екатерина II, а затем Павел I. Плененная талантом юной Жемчуговой, императрица подарила девушке бриллиантовый перстень.
Прасковья Жемчугова была возлюбленной графа Николая Петровича Шереметева. В 1798 году он дал ей «вольную», а в 1801 году они тайно, в присутствии четырех свидетелей, обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве на Поварской.
Дополняют образ слова самого графа Н.П.Шереметева: «…Я питал к ней чувства самые нежные, самые страстные…долгое время наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества…заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…».
Брак их был недолог: в 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза. Ей было тридцать пять лет. Граф Шереметев известил высший петербургский свет о дне, месте и часе похорон: Разумовских, Строгановых, Трубецких, Толстых, Гагариных, Щербатовых, Урусовых, Куракиных, Волконских, Олсуфьевых… Но на похороны никто
не пришел.
Похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
В память о своей жене Николай Петрович Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (богадельню), ныне старый корпус института им. Н.В.Склифосовского.
Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе, запечатлена в двух московских названиях: Прасковьина улица в Останкине и аллея Жемчуговой в Кусковском парке.
|