Экспозиция, включающая в себя свыше 300 предметов, относящихся к различным странам мусульманского мира, состоит из четырех разделов.
Первый раздел знакомит с искусством со времени появления ислама (VII в.) до монгольского завоевания (XIII в.).
В этот период происходит формирование исламского искусства с использованием достижений культур народов, оказавшихся в составе халифата: Сирии и Египта, Сасанидского Ирана.
Благодаря арабским завоевательным походам в YII в. молодая исламская община превратилась в государство-халифат. Первые четыре халифа, которых называют праведными, правили из Аравии. Затем династия Омейядов сделала столицей государства Дамаск. Границы новой империи стремительно расширялись. В ее состав вошли главные провинции Византии - Египет, Сирия, Северная Африка, частью халифата стала Испания. На Востоке мусульманским
стал весь Иран, за ним Средняя Азия, Северная Индия. в 750г. Омейядов свергли Аббасиды, которые перенесли центр в Ирак и воздвигли новую столицу - Багдад. Халифа признавали главой исламской общины все мусульмане суннитского толка; шииты же считали, что законные обладатели власти - потомки Али и Фатимы, дочери пророка Мухаммада, у которых она была незаконно отобрана.
Первоначально доисламские традиции покоренных народов играли важнейшую роль в формировании новой культуры. Например, серебряная посуда с изображением сцен охоты, пира и фантастических животных, популярная в сасанидском Иране (империи, предшествовавшей арабскому завоеванию), получила распространение во всем исламском мире. В Сирии и Египте, бывших византийских провинциях, продолжали существовать античные формы и
сюжеты.
В собственно религиозной сфере живые существа не изображались, однако на территории всего халифата их изображения использовались на изделиях светского характера.
В X-XI вв. халифы постепенно теряли полноту своей власти. Провинции халифата одна за другой становились самостоятельными. Фактическая власть в них переходила к местным династиям.
Средиземноморская торговля, пришедшая в некоторый упадок после арабского завоевания, вновь активизировалась в X в.
В это время при династии Фатимидов (909-1171) достигли своего расцвета экономика и хозяйство Египта. Эта династия, придерживающаяся крайнего направления шиизма-исмализма, распространила свое влияние не только на Северную Африку, Египет и Сирию, но и взяла под свою опеку область в Аравии со священными городами Меккой и Мединой. Египет становится мировым центром ремесла и торговли. Египетские изделия из резного дерева,
камня, кости, горного хрусталя, стекла, пользовавшиеся большим спросом, постоянно находят археологи в различных странах Средиземноморья.
Во второй половине XI в. огромные территории, включающие Иран, Ирак, Малую Азию, вошли в состав империи Великих Сельджуков, просуществовавшей до середины XII в. Ее правители тюрского происхождения придерживались ислама суннитского толка и всячески подчеркивали свое почтение к аббасидским халифам. На территории Сельджуков снова пересекаются традиции разных попавших под их власть регионов, что приводит к быстрому распространению
культурных достижений по всей империи. К этому периоду относится появление мечетей классической формы: с центральным двором и четырьмя айванами (порталами) по его сторонам. Тогда же получают всеобщее распространение поливные изразцы - неотъемлемая часть убранства мусульманской культурной архитектуры.
Постепенно особое значение, как в архитектуре, так и в декоре вещей приобретают надписи на арабском языке. Алфавит, на котором написан Коран - священная книга мусульман, - имел первостепенное значение для этой культуры. Каллиграфия развивалась в высокое искусство. Выделились две основные группы почерков или стилей - строгий и фундаментальный куфи и курсивный насх с гибкими линиями.
В произведениях прикладного искусства и архитектуре эти два почерка чередуются, нередко превращаясь в орнамент, в котором слова нечитаемы. Обычно в надписях на предмете светского назначения - пожелания благ его хозяину, что, вероятно, вместе со сценами пира должно было вызывать приятные ассоциации.
Одна из новых технологий, созданных в исламском мире в этот период, - так называемая люстровая керамика.
Полива, включающая соли металлов, при низкотемпературном обжиге приобретает золотистый цвет и блеск. Керамика с таким металлическим оттенком появилась впервые в аббасидском Ираке в IX в., затем в Египте, а потом распространилась по всему исламскому миру. Применялась она для изготовления посуды и изразцов.
Еще один прием, популярный в исламском мире и неизвестный в Европе вплоть до конца XY в. - инкрустация медью и серебром по бронзовой или латунной основе. Эта технология придает исламским бронзовым изделиям неповторимый полихромный облик. Своего расцвета их производство достигло в Хорасане (Восточный Иран, современный Афганистан) в XII в. Благодаря яркости и изяществу декора исламские бронзовые изделия с инкрустацией
постепенно стали изготавливать и на арабском Востоке. Наибольшую известность получили мастера из города Мосула (Северная Месопотамия). Постепенно парадная бронзовая посуда (подносы, кувшины, чаши) вытесняют посуду из драгоценных металлов.
|