Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Категории событий
2005. Октябрь
2005. Ноябрь
2005. Декабрь
2006. Январь
2006. Февраль
2006. Март
2006. Апрель
2006. Май
2006. Октябрь
2006. Ноябрь
2006. Декабрь
2007. Январь
2007. Февраль
2007. Март
2007. Апрель
2007. Май
2007. Октябрь
2007. Ноябрь
2007. Декабрь
2008. Январь
2008. Февраль
2008. Апрель
2008. Май
2008. Декабрь
2009. Январь
2009. Апрель
2010. Февраль
2010. Апрель
2010. Май
2010. Декабрь
2011. Ноябрь
2011. Декабрь
2012. Февраль
2012. Апрель
2012. Май
2012. Декабрь
2012. Ноябрь
2013. Февраль
2013. Апрель
2013. Май
2013. Декабрь
2014. Январь
2014 Февраль

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Апрель
"Душа красоты"

24 апреля 2008 года в Государственном Эрмитаже (Дворцовая набережная, 34) проходила традиционная Благотворительная акция «Душа красоты».

ПРОГРАММА
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ АКЦИИ:

11.30 - встреча участников благотворительной акции.

12:00 - экскурсия «Во дворцах и шатрах: Исламский мир от Китая до Европы».

13:00 - Эрмитажный театр

Приветствия к участникам благотворительной акции руководителей Эрмитажа и гостей.

13:10 – КОНЦЕРТ-ПОДАРОК Петербургской детской школы искусств им. М.И.Глинки.

«Мусульманское искусство - термин неоднозначный и иногда спорный, ведь речь идет об искусстве разных народов в период, когда они приняли ислам. Их творчество является одновременно и частью развития собственного доисламского культурного наследия, и частью единого культурного мира, объединенного исламом и его социально-политическими институтами. Такое противоречие составляет одну из привлекательнейших черт мусульманского искусства: это блестящие художественные произведения и это особый художественный язык, характерный и разнообразный. В нем много диалектов и говоров.

Мусульманами стали многие и очень разные народы с разной историей, в том числе и художественной: мы легко различаем вещи, созданные в Египте, Иране, Средней Азии, Индии, Испании. В то же время все эти произведения имеют определенные объединяющие их черты, особенности, приемы. Все они часть динамичного целого, которое и есть мусульманское искусство - искусство ислама - искусство исламского мира, впитавшее в себя традиции и наследие всех народов, составивших этот мир.

Оно также в значительной мере является выражением многих принципов религии ислама и того образа жизни, который возник под его сенью и под его влиянием».

М.Б.Пиотровский

Выставка, открывшаяся в Николаевском зале Зимнего дворца, посвящена контактам исламского мира с соседними культурами: европейской и китайской. Одна из целей выставки - показать исламское искусство во всем его разнообразии, продемонстрировать, что исламское искусство никогда не существовало в изоляции, а представляло собой часть мировой культуры.

Экспозиция, включающая в себя свыше 300 предметов, относящихся к различным странам мусульманского мира, состоит из четырех разделов.

Первый раздел знакомит с искусством со времени появления ислама (VII в.) до монгольского завоевания (XIII в.).

В этот период происходит формирование исламского искусства с использованием достижений культур народов, оказавшихся в составе халифата: Сирии и Египта, Сасанидского Ирана.

Благодаря арабским завоевательным походам в YII в. молодая исламская община превратилась в государство-халифат. Первые четыре халифа, которых называют праведными, правили из Аравии. Затем династия Омейядов сделала столицей государства Дамаск. Границы новой империи стремительно расширялись. В ее состав вошли главные провинции Византии - Египет, Сирия, Северная Африка, частью халифата стала Испания. На Востоке мусульманским стал весь Иран, за ним Средняя Азия, Северная Индия. в 750г. Омейядов свергли Аббасиды, которые перенесли центр в Ирак и воздвигли новую столицу - Багдад. Халифа признавали главой исламской общины все мусульмане суннитского толка; шииты же считали, что законные обладатели власти - потомки Али и Фатимы, дочери пророка Мухаммада, у которых она была незаконно отобрана.

Первоначально доисламские традиции покоренных народов играли важнейшую роль в формировании новой культуры. Например, серебряная посуда с изображением сцен охоты, пира и фантастических животных, популярная в сасанидском Иране (империи, предшествовавшей арабскому завоеванию), получила распространение во всем исламском мире. В Сирии и Египте, бывших византийских провинциях, продолжали существовать античные формы и сюжеты.

В собственно религиозной сфере живые существа не изображались, однако на территории всего халифата их изображения использовались на изделиях светского характера.

В X-XI вв. халифы постепенно теряли полноту своей власти. Провинции халифата одна за другой становились самостоятельными. Фактическая власть в них переходила к местным династиям.

Средиземноморская торговля, пришедшая в некоторый упадок после арабского завоевания, вновь активизировалась в X в.

В это время при династии Фатимидов (909-1171) достигли своего расцвета экономика и хозяйство Египта. Эта династия, придерживающаяся крайнего направления шиизма-исмализма, распространила свое влияние не только на Северную Африку, Египет и Сирию, но и взяла под свою опеку область в Аравии со священными городами Меккой и Мединой. Египет становится мировым центром ремесла и торговли. Египетские изделия из резного дерева, камня, кости, горного хрусталя, стекла, пользовавшиеся большим спросом, постоянно находят археологи в различных странах Средиземноморья.

Во второй половине XI в. огромные территории, включающие Иран, Ирак, Малую Азию, вошли в состав империи Великих Сельджуков, просуществовавшей до середины XII в. Ее правители тюрского происхождения придерживались ислама суннитского толка и всячески подчеркивали свое почтение к аббасидским халифам. На территории Сельджуков снова пересекаются традиции разных попавших под их власть регионов, что приводит к быстрому распространению культурных достижений по всей империи. К этому периоду относится появление мечетей классической формы: с центральным двором и четырьмя айванами (порталами) по его сторонам. Тогда же получают всеобщее распространение поливные изразцы - неотъемлемая часть убранства мусульманской культурной архитектуры.

Постепенно особое значение, как в архитектуре, так и в декоре вещей приобретают надписи на арабском языке. Алфавит, на котором написан Коран - священная книга мусульман, - имел первостепенное значение для этой культуры. Каллиграфия развивалась в высокое искусство. Выделились две основные группы почерков или стилей - строгий и фундаментальный куфи и курсивный насх с гибкими линиями.

В произведениях прикладного искусства и архитектуре эти два почерка чередуются, нередко превращаясь в орнамент, в котором слова нечитаемы. Обычно в надписях на предмете светского назначения - пожелания благ его хозяину, что, вероятно, вместе со сценами пира должно было вызывать приятные ассоциации.

Одна из новых технологий, созданных в исламском мире в этот период, - так называемая люстровая керамика.

Полива, включающая соли металлов, при низкотемпературном обжиге приобретает золотистый цвет и блеск. Керамика с таким металлическим оттенком появилась впервые в аббасидском Ираке в IX в., затем в Египте, а потом распространилась по всему исламскому миру. Применялась она для изготовления посуды и изразцов.

Еще один прием, популярный в исламском мире и неизвестный в Европе вплоть до конца XY в. - инкрустация медью и серебром по бронзовой или латунной основе. Эта технология придает исламским бронзовым изделиям неповторимый полихромный облик. Своего расцвета их производство достигло в Хорасане (Восточный Иран, современный Афганистан) в XII в. Благодаря яркости и изяществу декора исламские бронзовые изделия с инкрустацией постепенно стали изготавливать и на арабском Востоке. Наибольшую известность получили мастера из города Мосула (Северная Месопотамия). Постепенно парадная бронзовая посуда (подносы, кувшины, чаши) вытесняют посуду из драгоценных металлов.

1 2 3 4 5 6 7

Вперед

наверх
Конструктор сайтов - uCoz