Душа красоты. 2008. Апрель - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Апрель
Душа красоты

Второй раздел выставки посвящен искусству исламского мира от монгольского завоевания (XIII в.) до ХVI века. В этом разделе акцент делается на китайское влияние, усилившееся после нашествия монголов. В исламское искусство проникает множество китайских сюжетов. Возникает волна подражаний китайскому шелку и фарфору.

Завоеватели подчинили себе необъятные просторы от Волги до Китая, что способствовало распространению достижений китайских мастеров.

В улусах-государствах, на которые разделилась монгольская империя, правили потомки Чингисхана, позднее принявшие ислам, - Хулагуиды (ильханы) в Иране, Чагатаиды - в Средней Азии, Джучиды - в Золотой Орде. В искусстве этих регионов появляются китайские мотивы: лотосы, драконы и т.д. Особым спросом на исламском Востоке пользовались китайский фарфор и шелк, которые высоко ценились при дворе мусульманских правителей. Сохранились шелковые ткани с арабскими надписями, передающими имена ближневосточных правителей-заказчиков. Подражание китайскому искусству усиливается в XY в., когда широкое распространение получает роспись кобальтом по белой глазури, имитирующая декор китайского фарфора.

В Египте и Сирии в 1250 г. возникло государство мамлюков, гвардейцев-невольников, составляющих правящую элиту. Султан во главе государства и его приближенные эмиры имели определенные титулы и эмблемы, в зависимости от того, в каком ведомстве они служили.

Эти знаки отличия, а также надписи с титулами заказчиков становятся основной частью декора. Султаны и эмиры в большом количестве заказывали изделия из дерева с инкрустацией костью и из бронзы, инкрустированной серебром и золотом. В этот период в Сирии и Египте получили распространение изделия из стекла, украшенные полихромными эмалями. Такая техника использовалась для производства как пиршественной посуды - бутылей, кубков, так и культовой утвари. Многие высокопоставленные чиновники жертвовали деньги на постройку мечетей, которые украшались стеклянными лампами с их именами и титулами.

Во второй половине XIV в. складывается государство Тимура со столицей в Самарканде. Этот великий завоеватель совершил набеги на крупнейшие центры Сирии, Ирана, Ирака, откуда вывез мастеров. В создании искусства государства Тимуридов принимают участие художники из различных районов исламского Востока, внося в произведения искусства свои местные особенности.

В XIY в. в Испании под властью мусульманских правителей оставалась одна лишь Гранада (пала в 1492 г.) с цитаделью Альгамбра (от араб. ал-хамра «красная»). Несмотря на натиск наступавших христианских государств, при дворе местной династии Насридов создавались подлинные произведения искусства. Дворцы Альгамбры (из шести сохранилось лишь два) сочетают в себе черты античной планировки и достижения исламской архитектуры. Подлинные архитектурные детали этого ансамбля впервые выставляются в залах Эрмитажа.

К XIY в. относится и появление самобытной культуры в селении Кубани (Республика Дагестан) в 60 км к западу от города Дербент. Среди памятников, связанных с этой культурой, представлены каменные рельефы, зачастую сохранившиеся в виде фрагментов. Не вполне ясно, какие именно здания они украшали в XIY-XY вв.

Сохранились камни с низким и высоким рельефом. Последние имеют прямые аналогии и связи с материалами (глинистый сланец) и орнаментами могильных стел этого селения. Камни с низким рельефом, вероятно, выполнены не в самом селении, а где-то в его окрестностях, а потом привезены в Кубани. На кубанских камнях перед нами предстают различные животные, спортивные состязания, а также сюжеты, пока малопонятные нам.

С этой местностью также связано изготовление литых бронзовых котлов двух типов: открытого и закрытого, украшенных оригинальными орнаментами, а иногда целыми сценами. Вероятно, котлы закрытого типа, имеющие орнаменты как на рельефах низкого типа, изготавливались где-то в окрестностях селения. Хотя истоки кубачинского искусства не до конца понятны, наиболее вероятным кажется, что эта культура была принесена из Малой Азии.

Назад

1 2 3 4 5 6 7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой