Второй раздел выставки посвящен искусству исламского мира от монгольского завоевания (XIII в.) до ХVI века. В этом разделе акцент делается на китайское влияние, усилившееся после нашествия монголов. В исламское искусство проникает множество китайских сюжетов. Возникает волна подражаний китайскому шелку и фарфору.
Завоеватели подчинили себе необъятные просторы от Волги до Китая, что способствовало распространению достижений китайских мастеров.
В улусах-государствах, на которые разделилась монгольская империя, правили потомки Чингисхана, позднее принявшие ислам, - Хулагуиды (ильханы) в Иране, Чагатаиды - в Средней Азии, Джучиды - в Золотой Орде. В искусстве этих регионов появляются китайские мотивы: лотосы, драконы и т.д. Особым спросом на исламском Востоке пользовались китайский фарфор и шелк, которые высоко ценились при дворе мусульманских правителей.
Сохранились шелковые ткани с арабскими надписями, передающими имена ближневосточных правителей-заказчиков. Подражание китайскому искусству усиливается в XY в., когда широкое распространение получает роспись кобальтом по белой глазури, имитирующая декор китайского фарфора.
В Египте и Сирии в 1250 г. возникло государство мамлюков, гвардейцев-невольников, составляющих правящую элиту. Султан во главе государства и его приближенные эмиры имели определенные титулы и эмблемы, в зависимости от того, в каком ведомстве они служили.
Эти знаки отличия, а также надписи с титулами заказчиков становятся основной частью декора. Султаны и эмиры в большом количестве заказывали изделия из дерева с инкрустацией костью и из бронзы, инкрустированной серебром и золотом. В этот период в Сирии и Египте получили распространение изделия из стекла, украшенные полихромными эмалями. Такая техника использовалась для производства как пиршественной
посуды - бутылей, кубков, так и культовой утвари. Многие высокопоставленные чиновники жертвовали деньги на постройку мечетей, которые украшались стеклянными лампами с их именами и титулами.
Во второй половине XIV в. складывается государство Тимура со столицей в Самарканде. Этот великий завоеватель совершил набеги на крупнейшие центры Сирии, Ирана, Ирака, откуда вывез мастеров. В создании искусства государства Тимуридов принимают участие художники из различных районов исламского Востока, внося в произведения искусства свои местные особенности.
В XIY в. в Испании под властью мусульманских правителей оставалась одна лишь Гранада (пала в 1492 г.) с цитаделью Альгамбра (от араб. ал-хамра «красная»). Несмотря на натиск наступавших христианских государств, при дворе местной династии Насридов создавались подлинные произведения искусства. Дворцы Альгамбры (из шести сохранилось лишь два) сочетают в себе черты античной планировки и достижения исламской архитектуры.
Подлинные архитектурные детали этого ансамбля впервые выставляются в залах Эрмитажа.
К XIY в. относится и появление самобытной культуры в селении Кубани (Республика Дагестан) в 60 км к западу от города Дербент. Среди памятников, связанных с этой культурой, представлены каменные рельефы, зачастую сохранившиеся в виде фрагментов. Не вполне ясно, какие именно здания они украшали в XIY-XY вв.
Сохранились камни с низким и высоким рельефом. Последние имеют прямые аналогии и связи с материалами (глинистый сланец) и орнаментами могильных стел этого селения. Камни с низким рельефом, вероятно, выполнены не в самом селении, а где-то в его окрестностях, а потом привезены в Кубани. На кубанских камнях перед нами предстают различные животные, спортивные состязания, а также сюжеты, пока малопонятные нам.
С этой местностью также связано изготовление литых бронзовых котлов двух типов: открытого и закрытого, украшенных оригинальными орнаментами, а иногда целыми сценами. Вероятно, котлы закрытого типа, имеющие орнаменты как на рельефах низкого типа, изготавливались где-то в окрестностях селения. Хотя истоки кубачинского искусства не до конца понятны, наиболее вероятным кажется, что эта культура была принесена из Малой
Азии.
|