Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Апрель
Душа красоты

Третий раздел охватывает материал из различных исламских стран XVI-XIX веков. В этот период преобладающим становится европейское влияние, так как усиливается торговля с европейскими странами. Торговля с Европой и развитие там ремесел привели к возникновению моды на европейские изделия. Это отразилось как в живописи, так и в прикладном искусстве исламского мира.

Позднее Средневековье (XYI-XYII вв.) на мусульманском Востоке - нередко называют временем «трех империй»: Османской, объединившей под своей властью все восточное Средиземноморье, Сефевидского Ирана и государства Великих Моголов в Индии.

Со второй половины XYII в. влияние европейской живописи в персидском искусстве в основном проявлялось лишь в копировании отдельных сюжетов. Позднее появляется интерес к передаче европейской перспективы и светотени, что заметно как в миниатюрах, так и на лаковых изделиях. В XYIII-XIX вв. при дворе шаха получила распространение живопись маслом. Она ограничивалась, главным образом, жанром придворного портрета и сохраняла самобытные черты как в позах персонажей, так и в проработке деталей.

Наибольшей степени европеизация достигла в турецком искусстве. Здесь влияние европейских стилей - барокко, рококо, а затем ампира - заметно в архитектуре, живописи в прикладном искусстве. Европеизация интерьеров постепенно приводит к прекращению производства изразцов и замене их стенными росписями. Даже в ковроткачестве, наиболее консервативном производстве, явно заметно влияние барокко с его вазонами, колоннами и т.д.

В Индии потомок Тимура Захир ад-Дин Мухаммад Бабур (1483-1530), эфир из Ферганы, захватил делийский трон и стал родоначальником династии Великих Моголов, достигшей своего расцвета при внуке Бабура, Акбаре (1556-1605). Название «моголы» происходит от неверно понятого европейцами персидского могул. «Монголы» - так персы называли тюрков, обитавших за Амударьей, включая и монголов; сам Бабур себя к монголам не причислял.

Главная особенность школы миниатюры, развившейся при императорском дворе, - все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Могольские художники пытались передать объемность формы, естественный цвет изображаемого. Эти тенденции были вызваны знакомством Индии с европейским искусством. Через европейские торговые фактории (сначала португальские, потом голландские и английские) и при посредстве христианских миссий в Индию попадали картины и гравюры европейских мастеров, а с ними и иное понимание пространства, передача перспективы, трактовка объема, складок одежды. По приказу первых могольских императоров художники часто копировали картины и гравюры европейских мастеров.

В прикладном искусстве сочетаются местные, индийские традиции и влияние искусства исламского мира. Разноцветные ткани, изделия из кости, яркие металлические изделия на основе особого сплава (так называемые бидри) изготавливались как для внутреннего рынка, так и для экспорта в Европу.

Четвертый раздел посвящен политическим (дипломатическим и военным) контактам исламского мира и России. Здесь показаны дипломатические дары, преподнесенные правителями мусульманских стран российским монархам, а также трофеи, захваченные русскими солдатами в войнах с Турцией и Персией.

После распада Золотой Орды в конце XY в. и освобождения Московского государства от вассальной зависимости начинаются активные связи Москвы с Казанским и Крымским ханствами. При Иване Грозном, после завоевания Казанского и Астраханского ханств, Россия вступает в прямой контакт с Ираном. Начиная с последней четверти XYI в. происходит активный обмен посольствами с Ираном и Турцией.

В допетровское время вещи, производимые на исламском Востоке, пользовались в России большим спросом. Оружие и ткани покупались большими партиями. Нередко турецкие и персидские ткани, особенно бархат, использовались для священнических облачений.

С XYIII в. появляется новая категория предметов с исламского Востока. Это прежде всего трофеи, добытые при расширении восточных владений России, а также дары, поднесенные восточными правителями для укрепления дипломатических контактов.

После основания в 1703 г. новой российской столицы сюда стали прибывать посольства, но их дары не всегда оставляли в Петербурге, иногда отсылали на хранение в Москву в Оружейную палату.

В начале 1739 г. персидский правитель Надир-шах совершил поход в Индию, который закончился в марте этого же года взятием города Дели, столицы Великих Моголов, и захватом колоссальной добычи - казны этой династии, собиравшейся двести лет. Осенью того же года Надир-шах решил отправить посольства в Россию и Турцию, чтобы сообщить о своей победе. Из Дели посольство отправилось 23 октября 1739 г. и прибыло в Россию 2 октября 1741г. Столь неспешное продвижение объясняется не только огромным расстоянием от Дели до Петербурга, но и тем, что посольство вело в Россию 14 живых слонов. На них были погружены дары, в том числе золотые вещи, украшенные драгоценными камнями и эмалями. Реестр этих предметов сохранился в Архиве внешней политики России. В нем упомянуты 22 предмета и 15 перстней, которые предназначались Иоанну Антоновичу, Анне Леопольдовне и Елизавете Петровне.

До наших дней сохранились 17 изделий и один перстень (все они представлены на выставке в Галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа).

Эти произведения свидетельствуют о высоком искусстве индийских ювелиров XYII- начала XYIII в.

В эрмитажном собрании находятся не только дипломатические дары, но и трофеи, добытые в войнах с Персией. Среди них - две уникальные батальные картины, привезенные в Россию в 1828 г. из Уджанского замка, построенного для персидского принца Аббаса-мирзы.

На одной из них, как сообщает в своих «Записках» генерал А.П.Ермолов, изображено «разбитие Троицкого пехотного полка» после боя при Султанабаде у реки Араке. Во главе персидских войск - принц Аббас-мирза. Смотр должен был продемонстрировать превосходство регулярных, реорганизованных по европейскому образцу войск над феодальными ополчениями. Однако победы, одержанные над войсками Аббас-мирзы тем же летом 1813 г., заставили Иран уже в октябре пойти на подписание Гюлистанского мирного договора.

С середины 60-х гг. XIX в. путем военного захвата шло присоединение к России государств Средней Азии: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. В 1868 г. Бухарский эмир, Кокандский и Хивинский ханы признали свою зависимость от России и частично поступили на российское финансирование.

Бухарский эмир Абдул Ахад часто бывал в Санкт-Петербурге. В Эрмитаже сохранились многочисленные подарки, преподнесенные им императорской семье, среди которых сабля с золотыми ножнами, пояса, а также эгреты.

Среди даров Бухарского эмира - шатер, преподнесенный Александру III в 1893 г. и являющийся центральным экспонатом этой выставки. По своей форме шатер уникален. Он представляет собой целый портативный дворец с различными помещениями, навесами, двориком и системой коридоров.

А.Притула

Назад

1 2 3 4 5 6 7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой