Прекрасное пленяет навсегда. 2009. Апрель - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО

Натюрморты Франса Снейдерса

Одной из наиболее своеобразных областей фламандской живописи XVII в. был натюрморт, который получил в это время самостоятельное значение.

Достигавшие часто колоссальных размеров натюрморты служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати.

В противоположность интимному голландскому натюрморту фламандский натюрморт граничит с сюжетной композицией. Изображаются близкие к бытовому жанру сцены в лавках и кухнях; среди бесконечного изобилия предметов теряются человеческие фигуры.

Жизнерадостный характер искусства Фландрии проявился в натюрморте с особенной силой; фламандские художники показали свое блестящее мастерство в передаче многообразных форм предметного мира.

Крупнейшим натюрмортистом Фландрии XYII в. был соратник Рубенса Франс Снейдерс (1579-1657).

Антонис ван Дейк
Портрет Франса Снейдерса с женой
1-я треть XVII в.
Картинная галерея. Кассель

Благородная осанка, непринужденные манеры, естественное достоинство, с которым держится представленный на портрете человек, говорят о его возвышенном душевном складе, своеобразном характере. Худощавая фигура, руки с длинными гибкими пальцами, тонкие черты лица придают облику элегантность, выдают духовную силу и необычайное богатство интеллекта... - таким увидел Франса Снейдерса его знаменитый современник - живописец Антонис ван-Дейк...

С именем крупнейшего живописца Фландрии Франса Снейдерса связан один из самых ярких периодов развития фламандского натюрморта.

Хотя большинство произведений художника только условно можно назвать натюрмортами, поскольку одновременно они являются и картинами анимационного жанра, и бытовыми сценами, Снейдерса по праву можно назвать новатором в области натюрморта.

Из интимного, камерного, каким он был у предшественников Снейдерса, художник превратил его в область монументального искусства, в органическую часть архитектурно-декоративного ансамбля интерьера. Этому в немалой степени способствовали тесное и плодотворное сотрудничество Франса Снейдерса с Питером Паулем Рубенсом и обращение к национальным нидерландским традициям натюрморта.

Он привнес в этот жанр дыхание настоящей жизни, облагородил сюжет, придав обычным рыночным сценам характер грандиозного, яркого зрелища.

Франс родился в 1579 г. в Антверпене. Его отец был богатым бюргером, владельцем большой таверны, знаменитой среди местных гурманов. Будущий художник еще мальчиком мог видеть, там разнообразную снедь, ставшую для него впоследствии главным объектом изображения.

Способности к рисованию обнаружились у Франса очень рано, и уже в 13-14 лет он стал учиться живописи у знаменитого Питера Брейгеля Младшего, а также у Генрика ван Балена, учителя Ван Дейка.

В 1602 г. 22-летний Снейдерс был принят в гильдию Св. Луки - цеховую организацию, объединявшую художников.

Картинам молодого Снейдерса присущи яркие пестрые краски, четкие, точные линии изображения и вместе с тем - некоторая суховатость и жесткость («Птичий концерт», натюрморты с плодами и цветами и др.). Такая манера исполнения роднит их с произведениями Яна Брейгеля Младшего (Бархатного) - пейзажиста, мастера натюрморта и анималистической живописи, которому Снейдерс был очень близок в ранний период творчества.

Чтобы совершенствоваться в своей профессии, 1608-1609 гг. живописец провел в Италии. Однако это путешествие не сыграло в его формировании заметной роли. Вся дальнейшая личная и творческая жизнь Снейдерса была связана с родным городом Антверпеном.

Спустя несколько лет после возвращения в Антверпен художник очень сблизился с Питером Паулем Рубенсом.

Будучи уже зрелым мастером, Снейдерс пленился искусством этого великого живописца. Многие годы он работал в мастерской Рубенса как помощник, выполняя в его картинах изображения цветов, фруктов и животных.

Совместная деятельность с мэтром фламандской живописи способствовала тому, что в творчестве Снейдерса произошел решительный поворот.

Благодаря Рубенсу художник сумел найти те пути, на которых «со всей силой раскрылся его талант». От немного суховатых и перегруженных деталями натюрмортов в духе Брейгеля он перешёл к большому монументальному и декоративному стилю.

В 1611 г. Франс Снейдерс женился на Маргарите де Вос, после чего стал не только другом, но и родственником ее братьев - художников Корнелиса и Пауля де Вос. Последний испытал в своем творчестве большое влияние Снейдерса и часто помогал ему при создании картин, изображающих сцены охоты.

В 1619 г. Франс Снейдерс был избран членом антверпенского Общества романистов, а в 1628 г. - его деканом.

Насыщенные жизнерадостным колоритом произведения знаменитого фламандца высоко ценились современниками. У Снейдерса никогда не было недостатка в заказчиках, стремившихся украсить свои городские дома и родовые замки его «аппетитными» полотнами.

Созданные им огромные декоративные полотна украшали столовую во дворце епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов.

Умер Снейдерс 19 августа 1657 г.

Щелкнув мышью, некоторые картины можно просмотреть в увеличенном размере.

Ранние натюрморты Снейдерса сравнительно невелики по размерам; это, главным образом, корзины и вазы с фруктами, написанные в суховатой и пестрой манере.

Художник достиг творческой зрелости в 1610-е годы. Типическими для него стали крупноформатные картины.

Эти картины представляют собой грандиозные по своим масштабам композиции: размер каждой из них более трех метров в длину и более двух в ширину.

На огромных полотнах Снейдерса туши мяса, убитая лань, омары, голова кабана, разнообразные сочные, спелые овощи и фрукты, груды битой птицы, морские и речные рыбы причудливо громоздятся на столах, и кажется, лишь рамы картин ограничивают это бесконечное изобилие даров природы.

Из общего оливкового тона выделяются звучные пятна белого, синего, особенно красного (омары, мясо, ягоды, одежда лавочника или лавочницы). Некоторая хаотичность построения натюрморта Снейдерса подчиняется единой цветовой композиции, создающей впечатление законченного декоративного целого.

Щелкнув мышью, некоторые картины можно просмотреть в увеличенном размере.

Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей - по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.

В зале Эрмитажа, где собраны картины Франса Снейдерса, кажется, готовится «лукулловское пиршество» (А.Н. Бенуа). Роскошный мир даров земли и моря, сияющий великолепием сочных красок, ошеломляющий разнообразием форм, раскрывается в грандиозных полотнах «лавок». В этих работах, созданных для украшения дворцовых интерьеров, воплотился дух фламандского барокко.

Живописное мастерство Снейдерса, с одной стороны, впечатляет своим декоративным размахом, а с другой – объединяет все эти массы в настоящие праздники природы, явленной здесь в виде продуктов всех ее четырех стихий.

Картины художника часто составляли целые серии, предназначенные для украшения больших дворцовых интерьеров. Работы Снейдерса пользовались большой популярностью. Среди его заказчиков были представители духовенства, фламандской и испанкой знати, королевской семьи.

Щелкнув мышью, некоторые картины можно просмотреть в увеличенном размере.

Серия монументальных «лавок» - единственная работа Снейдерса, имя заказчика которой известно. Им был епископ Антоний Трист (1576-1657), большой ценитель и покровитель искусств и наук, поддерживавший тесные связи с художниками Антверпена, особенно с Рубенсом и его окружением.

«Лавки» предназначались, по-видимому, для парадной столовой дворца епископа в Брюгге. Это была первая, по-настоящему зрелая, монументальная работа художника. Мастер использовал элементы весьма популярных у современников аллегорий «Четырех стихий», «Пяти чувств» и «Времен года». Однако его картины - это не только аллегория изобилия и процветания, но и образ единой космической стихии, находящейся в потоке бесконечного движения.

Блеск и мастерство в передаче многообразия живой природы, страстность в воспевании земной щедрости, жизнерадостность, красочное мироощущение и подлинный размах ставят работы Франса Снейдерса в один ряд с лучшими произведениями выдающихся фламандских живописцев.

Несмотря на многочисленные копии с его произведений, мастер почти не имел прямых подражателей. У него было всего лишь три ученика, среди которых заметный след в истории развития искусства натюрморта оставили Н. Бернартс и Я. Фейт.

Тем не менее творчество Франса Снейдерса оказало огромное влияние не только на его современников (А. Классенс, А. Ван Утрехт, Я. Фейт), но и на мастеров ХVIII в. (Удри, Депорт, Кастильоне).

Назад

Главная 1 2 3 4 5

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой