Меню сайта |
|
|
|
Поиск по событиям |
|
|
|
|
» События
» Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда
ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО
Третьим крупнейшим представителем фламандской живописи был Якоб Иорданс (1593-1678).
Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье зажиточного бюргера - торговца мануфактурой.
В 1607 г. мальчик был отдан в мастерскую живописца А. Ван Ноорта, известного тем, что у него учился знаменитый Питер Пауэл Рубенс.
Биография Йорданса не отмечена значительными событиями и крутыми поворотами: всю свою жизнь художник прожил в Антверпене, где у него была большая мастерская, а если и отлучался из родного города, то ненадолго.
В 1611 г. Йорданс получил звание свободного художника и был принят в гильдию Св. Луки. В 1615 г. Йорданс был аттестован гильдией как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи. В 1621 г. он становится деканом гильдии художников г. Антверпена.
Йорданс никогда не был в Италии и, следовательно, не был знаком с живописью мастеров итальянского Возрождения. Однако ему была хорошо знакома голландская жанровая живопись.
Свою творческую деятельность Йорданс начал с изготовления картонов (моделей) для шпалер. К ранним живописным произведениям художника относятся групповые семейные портреты («Автопортрет с родителями, братьями и сестрами»), несколько религиозных и мифологических композиций («Мелеагр и Аталанта»).
В 1620-40 гг. Йорданс работал в мастерской П.П. Рубенса.
Он был скорее коллегой, чем учеником Рубенса, хотя сюжеты и композиции Рубенса вдохновляли Йорданса достаточно долго. Около 1620 г. Йорданс, как и Ван Дейк, принимает участие в создании монументальных композиций, над которыми в то время работал Рубенс («Иисус в доме Симона Фарисея»).
Автопортрет с родителями, братьями и сестрами
1615
Йорданс первый слева...
|
1620-е-1630-е гг. явились расцветом творчества художника.
В этот период Йорданс создает аллегорические и мифологические композиции, которые неизменно трактуются им как жанровые сцены («Аллегория плодородия», «Прикованный Прометей», «Меркурий и Аргус», «Одиссей в пещере Полифема», «Воспитание Юпитера», «Пан и Сиринга»).
Большое место в творчестве Йорданса занимает козлоногий сатир («Сатир, играющий на флейте»). Тема сатира, беседующего с крестьянином в его доме, воплощена художником в целой серии картин («Сатир в гостях у крестьянина»).
Йорданс работал также в жанре портрета, создавая, главным образом, семейные портреты («Семейный портрет», «Портрет молодых супругов»).
В этот период художник исполнил ряд религиозных композиций («Четыре евангелиста»), в том числе алтарные картины («Чудо св. Мартина»).
Йорданс - признанный мастер жанровой живописи. Особенно привлекательной была для художника тема веселого праздничного застолья.
В Эрмитаже, музеях Вены, Брюсселя и других городов мира хранятся картины, являющиеся вариацией одного и того же сюжета - сцена фламандского национального праздника «трех волхвов» или «трех королей» («Король пьет»).
|
Бобовый король
около 1638
Холст, масло, 157 х 211
|
В 1635 г. совместно с П.П. Рубенсом Йорданс работает над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии инфант-кардинала Фердинанда, а также над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде («Гибель титанов», создана по эскизам Рубенса).
После смерти Рубенса его наследники доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера («Геркулес» и «Персей, освобождающий Андромеду»), а также выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла I Английского - семь картин из «Истории Психеи».
Йорданс при жизни был чрезвычайно популярен. Успех его произведений был столь велик, что заказы на них приходили со всей Европы. После смерти П.П. Рубенса в 1640 г. Йорданс фактически становится ведущим мастером во фламандском искусстве.
Ярче всего своеобразие творчества Иорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы. Он охотно черпал сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках, метких и полных лукавого задора.
|
В творчестве мастера существовало несколько любимых тем, к которым он неоднократно возвращался.
Иорданс был также автором ряда портретов. Он не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из портретов близки к его картинам («Семейный портрет», ок. 1615; Эрмитаж). Более параден портрет семьи Иорданса (Мадрид, Прадо).
Некоторые из портретов близки к его картинам («Семейный портрет», ок. 1615; Эрмитаж). Более параден портрет семьи Иорданса (Мадрид, Прадо).
Семейный портрет
начало 1650-х гг.
Холст, масло, 178 x 152
В период позднего творчества Йорданс продолжает работать в различных жанрах («Нептун, похищающий Амфитриту», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Бобовый король», «Пир Клеопатры»).
|
Картина написана на сюжет из «Естественной истории» Плиния Старшего (I в.). Египетская царица Клеопатра (I в. до н.э.), славившаяся красотой и умом, отличалась также экстравагантностью своего поведения.
Пир Клеопатры
1653
Холст, масло, 156,4 x 149,3
Однажды на глазах своего возлюбленного, римского полководца Марка Антония, Клеопатра растворила в бокале с уксусом крупную жемчужину, а затем выпила его содержимое.
На картине изображен момент, когда царица опускает в бокал серьгу, а Марк Антоний, его спутник Энобард и негр-слуга застыли в немом изумлении, всем своим видом выражая сожаление о погибшей ценности и одновременно - восхищение поступком Клеопатры.
А вот ухмылка и презрительный жест придворного шута яснее всяких слов говорят о нелепости и глупости подобного расточительства. Картина заставляет вспомнить нравоучительные аллегории Х. Босха и П. Брейгеля Старшего.
В 1651-52 гг. художник создал два огромных декоративных панно для дворца Хёйс тен Бос в Гааге («Триумф принца Фридриха Генриха Оранского»), в которых проявилась тенденция позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике.
Еще более отчетливо эта тенденция проявляется в его последних картинах на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу»). В 1661 г. Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши.
Йорданс работал до последних лет жизни. Он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией.
|
|
|