Прекрасное пленяет навсегда. 2009. Апрель - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО

Третьим крупнейшим представителем фламандской живописи был Якоб Иорданс (1593-1678).

Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье зажиточного бюргера - торговца мануфактурой.

В 1607 г. мальчик был отдан в мастерскую живописца А. Ван Ноорта, известного тем, что у него учился знаменитый Питер Пауэл Рубенс.

Биография Йорданса не отмечена значительными событиями и крутыми поворотами: всю свою жизнь художник прожил в Антверпене, где у него была большая мастерская, а если и отлучался из родного города, то ненадолго.

В 1611 г. Йорданс получил звание свободного художника и был принят в гильдию Св. Луки. В 1615 г. Йорданс был аттестован гильдией как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи. В 1621 г. он становится деканом гильдии художников г. Антверпена.

Йорданс никогда не был в Италии и, следовательно, не был знаком с живописью мастеров итальянского Возрождения. Однако ему была хорошо знакома голландская жанровая живопись.

Свою творческую деятельность Йорданс начал с изготовления картонов (моделей) для шпалер. К ранним живописным произведениям художника относятся групповые семейные портреты («Автопортрет с родителями, братьями и сестрами»), несколько религиозных и мифологических композиций («Мелеагр и Аталанта»).

В 1620-40 гг. Йорданс работал в мастерской П.П. Рубенса.

Он был скорее коллегой, чем учеником Рубенса, хотя сюжеты и композиции Рубенса вдохновляли Йорданса достаточно долго. Около 1620 г. Йорданс, как и Ван Дейк, принимает участие в создании монументальных композиций, над которыми в то время работал Рубенс («Иисус в доме Симона Фарисея»).

Автопортрет с родителями, братьями и сестрами
1615
Йорданс первый слева...

1620-е-1630-е гг. явились расцветом творчества художника.

В этот период Йорданс создает аллегорические и мифологические композиции, которые неизменно трактуются им как жанровые сцены («Аллегория плодородия», «Прикованный Прометей», «Меркурий и Аргус», «Одиссей в пещере Полифема», «Воспитание Юпитера», «Пан и Сиринга»).

Большое место в творчестве Йорданса занимает козлоногий сатир («Сатир, играющий на флейте»). Тема сатира, беседующего с крестьянином в его доме, воплощена художником в целой серии картин («Сатир в гостях у крестьянина»).

Йорданс работал также в жанре портрета, создавая, главным образом, семейные портреты («Семейный портрет», «Портрет молодых супругов»).

В этот период художник исполнил ряд религиозных композиций («Четыре евангелиста»), в том числе алтарные картины («Чудо св. Мартина»).

Йорданс - признанный мастер жанровой живописи. Особенно привлекательной была для художника тема веселого праздничного застолья.

В Эрмитаже, музеях Вены, Брюсселя и других городов мира хранятся картины, являющиеся вариацией одного и того же сюжета - сцена фламандского национального праздника «трех волхвов» или «трех королей» («Король пьет»).

Бобовый король
около 1638
Холст, масло, 157 х 211

В 1635 г. совместно с П.П. Рубенсом Йорданс работает над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии инфант-кардинала Фердинанда, а также над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде («Гибель титанов», создана по эскизам Рубенса).

После смерти Рубенса его наследники доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера («Геркулес» и «Персей, освобождающий Андромеду»), а также выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла I Английского - семь картин из «Истории Психеи».

Йорданс при жизни был чрезвычайно популярен. Успех его произведений был столь велик, что заказы на них приходили со всей Европы. После смерти П.П. Рубенса в 1640 г. Йорданс фактически становится ведущим мастером во фламандском искусстве.

Ярче всего своеобразие творчества Иорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы. Он охотно черпал сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках, метких и полных лукавого задора.

В творчестве мастера существовало несколько любимых тем, к которым он неоднократно возвращался.

Иорданс был также автором ряда портретов. Он не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из портретов близки к его картинам («Семейный портрет», ок. 1615; Эрмитаж). Более параден портрет семьи Иорданса (Мадрид, Прадо).

Некоторые из портретов близки к его картинам («Семейный портрет», ок. 1615; Эрмитаж). Более параден портрет семьи Иорданса (Мадрид, Прадо).

Семейный портрет
начало 1650-х гг.
Холст, масло, 178 x 152

В период позднего творчества Йорданс продолжает работать в различных жанрах («Нептун, похищающий Амфитриту», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Бобовый король», «Пир Клеопатры»).

Картина написана на сюжет из «Естественной истории» Плиния Старшего (I в.). Египетская царица Клеопатра (I в. до н.э.), славившаяся красотой и умом, отличалась также экстравагантностью своего поведения.

Пир Клеопатры
1653
Холст, масло, 156,4 x 149,3

Однажды на глазах своего возлюбленного, римского полководца Марка Антония, Клеопатра растворила в бокале с уксусом крупную жемчужину, а затем выпила его содержимое.

На картине изображен момент, когда царица опускает в бокал серьгу, а Марк Антоний, его спутник Энобард и негр-слуга застыли в немом изумлении, всем своим видом выражая сожаление о погибшей ценности и одновременно - восхищение поступком Клеопатры.

А вот ухмылка и презрительный жест придворного шута яснее всяких слов говорят о нелепости и глупости подобного расточительства. Картина заставляет вспомнить нравоучительные аллегории Х. Босха и П. Брейгеля Старшего.

В 1651-52 гг. художник создал два огромных декоративных панно для дворца Хёйс тен Бос в Гааге («Триумф принца Фридриха Генриха Оранского»), в которых проявилась тенденция позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике.

Еще более отчетливо эта тенденция проявляется в его последних картинах на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу»). В 1661 г. Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши.

Йорданс работал до последних лет жизни. Он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией.

Назад

Главная 1 2 3 4 5

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой