Прекрасное пленяет навсегда. 2009. Апрель - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2009. Апрель
Прекрасное пленяет навсегда

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Фламандский художник и дипломат.

Величайший художник Фландрии и один из замечательных мастеров европейской живописи XVII в. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) родился в городе Зигене в Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал отец Рубенса - юрист, игравший некоторую роль в общественной жизни Фландрии. Вскоре после смерти отца мать вместе с сыном возвратилась в Антверпен, где будущий художник получил прекрасное по тому времени образование.

Всесторонне одаренный, стремившийся овладеть всем богатством человеческих знаний, Рубенс очень рано нашел свое основное жизненное призвание в живописи.

Уже в 1591 г. он учился сначала у малозначительных художников Тобиаса Верхахта и Адама ван Ноорта. Затем он перешел к Отто ван Веену (Вениусу) - видному представителю позднего нидерландского романизма. Но сам дух живописи романистов остался чужд дарованию Рубенса.

Большое значение для формирования живописного мастерства Рубенса имело непосредственное изучение искусства итальянского Возрождения и современного Рубенсу итальянского искусства.

В конце весны 1600 года Питер Пауль отправляется в Италию. Ему еще не исполнилось двадцать три года, он был веселый, красивый, статный, образованный молодой человек. В совершенстве владел пятью языками, в том числе латынью и испанским языком. Питер Пауль был уверен в себе, так как выпускной диплом Гильдии и хорошие деньги позволяли ему это.

В великолепном городе Риме Питеру Паулю Рубенсу предоставляется возможность восхищаться произведениями великих мастеров античности. Он с удовольствие снимает копии с картин Микеланджело и Рафаэля.

В это время он получает заказ на роспись стен в церкви Святого Креста Иерусалимского. Питер Пауль на столько совершенно и гениально выполняет заказ, что это творение достойно внимания многих современных художников.

В Италии Рубенс жил с 1600 по 1608 г., занимая должность придворного художника мантуанского герцога Винченцо Гонзага.

Многочисленные копии с произведений великих мастеров Возрождения, близкое знакомство с художественной жизнью Италии расширили художественный кругозор Рубенса.

Изучая творчество великих мастеров Высокого Возрождения, он вместе с тем имел возможность учесть опыт борьбы по преодолению маньеризма, которую возглавлял в это время в Италии Караваджо.

Вольное переложение Рубенсом картины Караваджо «Положение во гроб» ярко свидетельствует об интересе Рубенса к творчеству этого мастера.

Из мастеров Высокого Возрождения Рубенс особенно ценил творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициана.

Но по своим живописным особенностям и жизнеощущению искусство Рубенса при всех его связях с итальянским Возрождением с самого начала имело ярко выраженный фламандский характер.

Примечательно, что творчество Рубенса по-настоящему развернулось именно по возвращении его во Фландрию и в процессе решения тех художественных задач, которые ставили перед ним условия общественной жизни родной страны.

В октябре 1609 года Питер Пауль Рубенс венчается со совсем юной Изабеллой Брандт, дочерью придворного секретаря.

Вдохновленный свадьбой, Рубенс пишет полотно, на котором он изображает себя и свою невесту, сидящих возле кустов сирени.

В этом произведении художник передает всю любовь и нежность, которую испытывает к своей молодой жене. Всё произведение проникнуто романтичностью и некоторой невесомостью.

Спустя три года после свадьбы, у Питера Пауля рождается дочь, которую решают назвать Кларой Серенной.

Художник очень любит свою дочь; Рубенс утверждает, что она дает ему огромное вдохновение для написания прекрасных полотен.

Популярность Питера Пауля Рубенса росла с каждым годом.

Заваленный заказами, Рубенс создал огромную мастерскую, которая объединила целую группу талантливых фламандских художников. Здесь было создано колоссальное число больших полотен, украшавших дворцы и храмы многих столиц Европы.

Эскиз обычно создавался самим Рубенсом, картина же в большинстве случаев выполнялась его помощниками и учениками.

Когда картина была готова, Рубенс проходил ее своей кистью, оживляя ее и устраняя имеющиеся недочеты. Но лучшие картины Рубенса написаны с начала и до конца самим мастером.

Творческие достижения Рубенса и его авторитет как одного из образованнейших людей своего времени, наконец, само обаяние его личности определили то высокое положение, которое он занял в общественной жизни Фландрии.

Он часто принимал на себя важные дипломатические поручения правителей Фландрии, много путешествовал по странам Западной Европы.

Его переписка с государственными деятелями того времени и в особенности с передовыми представителями культуры поражает широтой кругозора, богатством мыслей.

В его письмах содержится ряд интересных суждений об искусстве, ярко характеризующих прогрессивные художественные позиции Рубенса.

В целом творчество Рубенса может быть разделено на следующие три этапа: ранний - до 1620 г., зрелый - с 1620 до 1630 г. и поздний, охватывающий последнее десятилетие его жизни.

Особенностью творческого развития Рубенса было то, что переход от одного этапа к другому происходил постепенно, без резких скачков.

Его искусство эволюционировало ко все большему углублению реализма, к более широкому охвату жизни и преодолению внешне-театральной барочной аффектации, черты которой более свойственны Рубенсу в ранний период его творчества.

Рубенс был замечательным мастером рисунка.

Его подготовительные рисунки к картинам поражают умением в немногих полных динамики штрихах и пятнах схватить характер формы, взятой в ее движении, передать общее эмоциональное состояние образа.

Рисункам Рубенса свойственна широта и свобода исполнения: то усиливая, то ослабляя нажим карандаша на бумагу, он схватывает характерный силуэт фигуры, передает напряженную игру мышц (этюд к «Воздвижению креста»).

Живописная выразительность, повышенная эмоциональность, великолепное чувство динамики, артистическая гибкость техники - характерные черты мастерства рисунка Рубенса.

Обаяние живописного языка Рубенса раскрывается и в его портретах зрелого периода.

Портрет в творчестве Рубенса не имел такого значения, как в творчестве Хальса, Рембрандта или Веласкеса.

И все же портреты Рубенса занимают своеобразное и важное место в искусстве XVII века.

Портрет Рубенса в известной мере продолжает в новых исторических условиях гуманистические традиции портрета Высокого Возрождения.

В отличие от мастеров итальянского Ренессанса Рубенс сдержанно, но выразительно передает свое непосредственное личное отношение к портретируемому.

Его портреты полны чувства то симпатии, то вежливо-почтительного уважения, то радостного восхищения моделью.

При всем том личное отношение Рубенса к своим моделям имеет одну важную общую черту.

Это благожелательность, общая положительная оценка героя изображения.

С одной стороны, такое понимание образа человека соответствовало целям официального барочного портрета, посвященного изображению «достойных», «значительных» лиц; с другой стороны, в таком отношении к человеку находил свое выражение жизнеутверждающий оптимизм и гуманизм самого Рубенса.

Поэтому Рубенс, в общем верно и убедительно передавая черты сходства с моделью, в отличие от Рембрандта и Веласкеса, не слишком углубляется в передачу всего индивидуального своеобразия физического и психологического ее облика.

Портреты Рубенса, созданные по велению сердца, волнуют до глубины души проникновенным лиризмом.

Следует отметить появившуюся тогда особенность в творчестве мастера - воплощение набирающего силу лирического переживания, отражение тонкости чувств, их поэтичности.

Особенно это ощущается в его пейзажах, небольших композициях и в женских и детских портретах.

В 1623 году происходит ужасное событие в жизни Питера Пауля; умирает его единственная дочь. Смерть единственного ребенка очень потрясает Рубенса.

Спустя три года умирает жена художника.

Такое неожиданное разрушение счастливой семейной жизни морально травмирует художника.

Чтобы пережить тяжелые времена, Питер Пауль решает полностью окунуться в работу. Каждый год он пишет множество произведений на различные тематики, преимущественно это религиозная тема.

В 1630 году Рубенс вновь жениться; на этот раз его избранницей становится Елена Фоурмен.

На момент бракосочетания Елене было всего шестнадцать лет.

Молодая жена вдохновляет художника, картины, написанные в последние десятилетия, являются самыми прекрасными и романтичными в творчестве Рубенса.

Образ молодой жены становится лейтмотивом творчества Рубенса.

Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала.

Елена Фоурмен стала являться почти в каждой картине своего мужа. Ей посвящено более 20 портретов, написанных Рубенсом.

Рубенс изображает Елену Фоурмен не только в портретах. Ее черты мы узнаем и в «Андромеде» (1638-1640; Берлин) и в «Вирсавии» (ок. 1635; Дрезден).

После тяжелого жизненного пути, Питер Пауль наконец-то ощущает себя по настоящему счастливым.

У него прекрасная молодая жена, любимая работа, мировая признательность его деятельности.

В последние года своей жизни, он пишет множество самых разнообразных произведений, которые проникнуты романтичностью и меланхолией.

В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия, соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.

Искусство Питера Пауля Рубенса оказало глубокое влияние на художников многих стран, работавших в различных стилях и жанрах. Рубенса называют гением барокко.

Эрмитаж весьма богат произведениями Рубенса, в музее хранятся 53 картины художника:

Союз Земли и Воды
1618

Персей и Андромеда
1620 - 1621

портрет короля Филиппа IV
1628 - 1629

портрет Елизаветы Французской
1628 - 1629

Венера и Адонис
ок. 1615 г.

Камеристка инфанты Изабеллы

Вакх

Голова францисканского монаха

Спаситель в гостях у Симона-Фарисея
между 1615 - 20 гг.

Отцелюбие римлянки
1630

Пастушеская сцена
ок. 1635 - 1637

портрет Карла де-Лонгваля
1625

Возчики камней
ок. 1620

Снятие со креста
1613 - 1614

Назад

Главная 1 2 3 4 5

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой