Игорь Эммануилович Воеводский. Непостижимый Петербург.
Добрый день, друзья! Очень рад нашей новой встрече.
Тема «Непостижимый Петербург» настолько многогранная, можно рассказывать о чем угодно, ведь город наш, действительно, непостижимый, очень разнообразен и очень красив.
И сегодня, размышляя прямо сейчас, я пришел к выводу, мы с вами посмотрим Петербург, как город, выросший из античной архитектуры, архитектуры Древнего Рима и Древней Греции, архитектуры итальянской эпохи Возрождения, которая тоже происходила из
Древнего Рима и Древней Греции.
Сегодня мы посмотрим на те здания и те постройки, которые напоминают нам, с одной стороны, Древнюю Грецию, Древний Рим, а, с другой стороны, выдающегося архитектора, итальянского архитектора, который родился 500 лет назад - 30 ноября 1508 года - Андреа Палладио.
Выдающийся итальянский архитектор жил и творил 500 лет назад, но до сих пор многие архитекторы мира находятся под его влиянием, его архитектуру они изучают.
Он работал в Италии, в Венеции построены им три больших, очень красивых собора.
Рядом с Венецией есть маленький городок, он называется Виченце. Поразительно, насколько этот город повлиял на архитектуру Петербурга.
Недавно я возил экскурсию в Венецию, и через две недели снова отправлюсь в Венецию, гуляя по городу Виченце, я смотрел и думал: вот это воплотилось в такой постройке Петербурга, а это - в такой-то…
Работы Андреа Палладио. Собор Сан-Джорджо Маджоре (1562). Наведите мышь и увидите: провинциальную Виченце, виллу Фоскари (1559).
Даже здесь сейчас, не уходя никуда от этой точки, где мы начинаем экскурсию, стоит посмотреть направо, и вы увидите здание, которое называется «портиком Руска», маленькая такая постройка.
Когда-то на рубеже XYIII-XIX веков архитектор Луиджи Руска вот это здание с колоннами пристроил к большому торговому корпусу, чтобы украсить это здание со стороны главного проспекта, Невского проспекта.
И вот эти колонны, этот
треугольный фронтон, который на них покоится - все это происходит из архитектуры Древней Греции, Древнего Рима, так выглядели древнегреческие храмы - с такими колоннами, с обязательно располагающемся на них антаблементом, вот той полоской, которая опирается прямо на колонны, с карнизом, фризом, а выше треугольный фронтон.
И вот подобных построек в Петербурге мы можем увидеть много и сейчас двинемся к одной из них.
Поедем на Стрелку Васильевского острова. А пока мы едем несколько слов об архитекторе, которому через две недели исполнится 500 лет.
Андреа Го́ндола - такова настоящая его фамилия (или Гондо́ла привыкли мы произносить - знаменитая венецианская лодка - венецианцы произносят - Го́ндола).
Андреа Го́ндола родился в городе Падуе, недалеко от Венеции и Виченце, в семье мельника Пьетро делла Гондола. Получил хорошее образование. Знал разные языки - не только итальянский, но и древние - латинский и древнегреческий. Начал работать каменщиком.
Ему очень повезло - молодой мастер участвовал в строительстве виллы для одного из жителей города Виченце - Джанджорджо Триссино звали этого человека.
Это был выдающийся философ, мыслитель, автор первых театральных пьес эпохи ренессанса. Мы помним с вами, что в Древней Греции, Древнем Риме писали пьесы, и был театр, и ставили спектакли. А потом театр надолго ушел в прошлое, потому что не было настоящих театров, которые давали
бы публичные представления, как это было в Древнем Риме, Древней Греции.