Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Категории событий
Благотворительные акции
Музейная педагогика
Встречи с интересными людьми
Коррекция и развитие искусством
Международное сотрудничество

Поиск по событиям


» События » » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. Третья экскурсия.

17 ноября 2007 года Игорь Эммануилович Воеводский, директор Туристического и Культурного Центра «Эклектика», главный редактор Петербургского детского исторического журнала «Автобус», музыкант, педагог, журналист, автор и ведущий радиопередач подарил детям и родителям Центра развития «Анима» автобусную экскурсию «ПОРФИР И МРАМОР, И ГРАНИТ».

По названию ясно, что разговор пойдет о каменном убранстве Петербурга.

Вышла книга.

Буллах А.Г., Воеводский И.Э.
«Порфир и мрамор, и гранит…»

Читателю предлагается ряд увлекательных рассказов о малоизвестных или редко замечаемых нами моментах в городской архитектуре, связанных с камнем, его историей, его легендами.

Петербург - один из совершеннейших по своей архитектуре городов. Приглашённые Петром I европейские зодчие, создавая новую столицу, переносили на берега Невы образы и традиции архитектуры европейских городов.

Широкая и полноводная река диктовала зодчим особые масштабы и пропорции. Так была задумана и создавалась новая столица России.

Одним из ярких выразительных средств, применявшихся петербургскими архитекторами на протяжении XYIII-XX веков, было искусство отделки зданий камнем.

Среди мастеров работы с ним назовём А.Ринальди, Ж.Тома де Томона, А.Воронихина, О.Монферрана, В.Шёне, Л.Бонштедта, М.Месмахера, К.Шмидта, М.Перетятковича, Ф.Лидваля, А.Бубыря, Н.Васильева, Б.Гиршовича, С.Минаша, В.Щуко. Список можно было бы продолжить. Архитекторы стремились использовать уже хорошо проверенный в деле декоративный материал. Его привозили из давно освоенных каменоломен Европы или искали подобный камень вблизи Петербурга, у берегов Балтийского моря, Ладожского и Онежского озёр.

Камень - тема многогранная. Камень - лишь повод для начала рассказа об истории и архитектуре Санкт-Петербурга и о его душе.

Какие камни мы увидим в убранстве города? - гранит, мрамор, порфир…

Гранит. Натуральный камень. В нем сочетаются величие и красота. Ни один другой облицовочный материал не сравнится с гранитом по прочности и долговечности. Гранит не боится времени, воды и холода. Граниты бывают разные: светлые, узорчатые, разной цветовой гаммы - оттенки и рисунки, созданные природой, бесконечно разнообразны и неповторимы, из разных мест.

Мрамор. Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros - блестящий камень, каменная глыба). Собственно мрамор - это известняк с той или иной степенью кристаллизации. Метаморфическая порода. Образовался путем превращения изверженных и осадочных горных пород в новый вид камня под воздействием высокой температуры, давления и химических процессов.

Мрамор, в отличие от гранита, считается очень капризным, домашним камнем. Его не рекомендуется применять для наружной отделки.

Мрамор интересен своей декоративностью и эстетической привлекательностью. Прожилки, узоры, орнаменты, созданные природой, невозможно воспроизвести в искусственных материалах.

Разноцветные сорта мрамора украшают любой интерьер: из них выстраивают колонны, лестницы и другие элементы интерьера. Мрамор податливый в обработке, способный принимать полировку.

Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже - цветной или чёрный). Относительная прозрачность мрамора порождает на поверхности скульптур тончайшую игру света и тени.

Порфир – чрезвычайно твердая горная порода различных окрасок; более распространены красноватые и зеленоватые порфиры с мелкими включениями полевого шпата, кварца и других минералов. Красивый камень.

«Путиловская плита».

В 1712 году начали добывать известняковую плиту в карьерах у Путиловской горы между устьем Волхова и истоками Невы (у села Путилова восточнее Шлиссельбурга). Этот камень навсегда стал в Петербурге самым ходовым строительным природным материалом. «Не жалко земли, жалко Путиловской горы», - говорил Пётр при угрозе захвата этих мест прорвавшимся военным отрядом шведов.

Из подобного камня с берегов Волхова, Тосны, Лавы и других рек возведены все крепостные сооружения Старой Ладоги и Копорья, много такого плитняка в Эстонии, из него построены крепости и церкви Ивангорода, Нарвы, старого города в Таллине; в северной Европе этот же камень добывался с X-XI века в Швеции на острове Эланд, откуда он развозился в города средневековой Европы. Камень добывается до сих пор.

Песчаник слегка окрашен благодаря вкраплениям минералов и может быть серым, желтым, коричневым, красноватым или пестрым. Его можно считать идеальным материалом для возведения стен – как сложенных всухую, так и с помощью строительного раствора. Поскольку песчаник в природе образовывался слоями, он иногда может расслаиваться и крошиться.

Начинается экскурсия с Невского проспекта.

Невский проспект можно смело назвать музеем под открытым небом: дворцы, соборы, знаменитые памятники создают его неповторимый архитектурный облик.

Дом книги Казанский собор Невский, 46 Елисеевский магазин

Какое это увлекательное занятие - открывать тайны каменной красы Петербурга в давно знакомых и привычных архитектурных памятниках.

В многообразии зданий и архитектурных ансамблей старого Петербурга глаз даже неискушенного наблюдателя уверенно различит здания разных стилей.

В центре Санкт-Петербурга имеется около трёхсот объектов монументального искусства, декорированных камнем.

Во время царствования Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петербург создавался как первый в России каменный, т.е. кирпичный город. А это означает, что первыми и главными природными материалами, кроме дерева, оказались глина, песок и известняк из местных карьеров. Организация их массовой добычи и масштабного производства из них кирпича, извести и бутовой плиты была самой важной победой первых строителей Петербурга.

Совершая прогулки по Петербургу, обратите внимание на цоколь зданий. Вы увидите сложенные плитами камни. По нижней части зданий старого Петербурга часто можно встретить путиловскую плиту. Это известняк, образовался из ракушек. Мел - известняк - мрамор. Почему «плита»? - Легко раскалывается на плиты. У Путиловской плиты разные слои: серые, желтоватые, розовые … может быть до 15 слоёв.

К сожалению, традиции правильного использования плитчатого известняка в современном Петербурге часто нарушаются.

Пренебрегают двумя простыми секретами старых мастеров. Во-первых, раньше камень использовали не из всех, как сейчас, а только их тех нескольких горизонтов известняковой толщи, в которых камень достаточно прочен. Во-вторых, плиты лучше всего класть горизонтально, так они дольше не разрушаются.

Камень во времена классицизма.

Это время царствования Екатерины II - Николая I.

Набережные Калинкин мост Верстовой столб

«Я застала город деревянным, я оставлю его каменным», - в этих словах Екатерины II отражен важный поворот в истории использования природного камня в строительстве и архитектурном декоре города.

Едем по набережной вдоль канала Грибоедова.

Церковь Исидора Юрьевского Памятник Глинке Памятник Римскому-Корсакову

1  2  3  4  5  6  7

Вперед

наверх
Конструктор сайтов - uCoz