Сегодня будем говорить о блистательных скульпторах, архитекторах, художниках, творцах, о невероятно благородных людях - реставраторах и о тех, кто разрушает, портит, калечит то, что создают первые, и воссоздают, реставрируют для нас, лечат вторые.
Мы с вами выехали на замечательную площадь, в центре которой стоит памятник А.С.Пушкину. Площадь, на которой почти все здания построены примерно в одно время, все они похожи на Русский музей, только немножко скромнее.
И сложно представить, что памятника не было 55 лет назад на этом месте.
Как создаются наши шедевры. Иногда кажется, что всё это рождено в один момент, на самом деле всё не так.
К.Росси, как вы помните, строит здание Русского музея, тогда это дворец великого князя Михаила Павловича. К.Росси, который был, действительно, гениальным мастером именно ансамблевой архитектуры, для того, чтобы возник вот этот ансамбль прорубает от Невского проспекта улицу, до него улицы Михайловской, по которой мы с вами проехали от Невского проспекта к площади, не было.
Он построил здание дворца, он прорубил улицу и он нарисовал, какими должны быть фасады всех зданий, выходящих на площадь и Михайловскую улицу. Михайловская улица должна была по его замыслу тоже вся быть выполнена в едином стиле, но это не получилось.
В 1930-хх года Троцкий построил такую странную с точки зрения нашей сегодняшней постройку на площади. И только после блокады молодой архитектор Александр Александрович Кедринский заканчивает замысел Росси, вернее, доводит его до логической точки, как он сказал, он просто «загримировал» дом, созданный Троцким, под Росси. Несколько дней шли все перестройки, даже не потребовалось прекращать занятия в школе. И
мы получили такой прекрасный ансамбль.
А потом, вы помните, в 1957 году в центре площади появился памятник Пушкину. И получилась уже окончательная законченная гениальная композиция. Памятник стал той доминантой площади, стал тем стержнем, на который нанизаны все эти шедевры вокруг.
Вот так долго иногда получается, больше ста лет, потому что в 1820-хх годах строится здание Русского музея, в 1957 последний штрих ставит скульптор Михаил Аникушин, создавая памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
125 лет творения ансамбля. Сколько труда было вложено в его создание.
А сейчас мы остановились у другого удивительного ансамбля. Сейчас мы пойдем на улицу, чтобы поговорить об истории памятника Петру I.
Мы с вами находимся на территории Михайловского замка, замок у нас с левой стороны. Блистательный, пышный, шикарный, красивый, праздничный - можно разными словами называть дворец, который строил для себя Павел I.
Павел I, который был удивительным человеком, он был нелюбимым сыном императрицы Екатерины II. Почему нелюбимым? - Причин было много.
Одна из них, наверное, самая главная, что Екатерина II должна была, когда сыну исполнится 16 лет, уступить ему трон. Так должно было быть по закону. Но трон уступать никто не любит. Придумывают всё, что угодно, чтобы остаться на троне. И Екатерина тоже не хотела слезать со своего трона.
Поэтому еще несколько десятилетий после достижения своего совершеннолетия Павел жил как великий князь, наследник престола. Естественно, отношения между ним и матерью были очень сложными.
С одной стороны, мама, кто может быть ближе, роднее, а, с другой стороны, не уступала престол, подальше от столицы держит его. То в Павловске дает ему земли, чтобы он там жил, то еще дальше - в Гатчине, лишь бы подальше от двора, от престола.
Сейчас близко - сел на автобус или на машину и через час ты в Гатчине, а тогда надо было на лошадях скакать, и было это не так уж и близко. Сейчас все изменилось, расстояния изменились.
Многие годы он мечтал, чтобы построить рыцарский замок. Он ведь много путешествовал по Европе, он видел прекрасные произведения искусства Италии, Франции, Германии, почти два года провел он в путешествиях. И ему очень хотелось построить такой замок, какой он видел во Франции.
Такой замок он начинает строить, когда становится императором, только уже в середине пятого десятка, в 46 лет только восходит он на престол. Когда он строит этот прекрасный замок, то рядом с ним ставит памятник прадеду, императору Петру I.
История этого памятника очень длинная, очень сложная. Я вам рассказал, что площадь 125 лет складывалась, чтобы иметь тот вид, который мы с вами видим. История этого памятника тоже очень-очень длинная.
Смотрите, в 1715 году Петр I приглашает итальянского скульптора, который в тот момент жил и работал во Франции, Карло Растрелли в Петербург. Для чего? - чтобы он создал памятник Петру I.
Императору, создающему новую страну, все преобразующему, нужен памятник, как в Европе. Не потому, что Петр так хотел возвеличить себя самого, а потому что это было нужно, для того, чтобы в столице было все: не только дворцы, не только каналы, как в Венеции или Амстердаме, не только церкви, но и конный памятник.
И вот приезжает Карло Растрелли. Он много еще другого делает, работает как архитектор в Петербурге. И, наконец, спустя 8 лет после его приезда, он создает модель памятника, но еще не в полную величину, а в 1/10 часть, то есть в десять раз меньше, чем то, что мы с вами видим.
Петр посмотрел эту модель, она ему понравилась. Это был 1724 год. Сказал, «чудесно, но сейчас мне некогда, и нет металла лишнего, чтобы ставить мне памятник. Металл нужен, для того, чтобы лить ядра, металлические части для оснастки кораблей, памятник поставим позже». А через год он умер. И модель эта так и осталась стоять.
На престол вступила жена Петра Екатерина I. После нее император Петр III, потом Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, наконец, на престол вступает Елизавета, дочь Петра I. И она вспоминает о том, что создавался памятник ее папе, Петру I.
Ей тоже очень важно показать, что она не просто так взошла на престол, она ведь не унаследовала свой трон, как должно было быть по закону, она совершила переворот, взойдя на престол. Ей нужно было показать, что она - законная императрица, она дочь Петра. И вот она решает, «надо памятник Петру поставить».
Она вызывает Карло Растрелли. И приказывает ему, «создай модель в полную величину, чтобы я посмотрела, и, если мне понравится, памятник мы поставим».
Растрелли уже немолодой человек. Но такой заказ важный. Он создает модель из воска, такого мягкого материала, из которого делают свечки, из него делать не так сложно и не так дорого, как из металла. Но тоже не так просто: свечка немного нагрелась и потекла. А тут такого размера скульптура. Он создает модель в полную величину, чтобы было максимально похоже на будущий бронзовый памятник, эту восковую модель посыпает бронзовой
крошкой.
Елизавета смотрит памятник и говорит, «хорошо, давай ставить его». И тут скульптор умирает. Тогда Елизавета поручает произвести отливку его сыну - архитектуру Франческа Растрелли, который строил Зимний дворец для Елизаветы, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой петергофский дворец.
И сын начинает выполнять отливку скульптуры, созданную его отцом. И он это сделал, и отливка была произведена до конца. Это очень сложная работа, отливка из бронзы скульптуры. Представьте себе, сколько требуется усилий, сколько требуется расчетов, чтобы нужное количество бронзы довести до такой температуры, чтобы она расплавилась и само собой, как вода, потекло в формы. Сколько нужно терпения, чтобы это все в нужном порядке
с нужной скоростью заполнялось, чтобы там нигде не возникло воздушных пробок, каких-то пузырей.
В общем, скульптура была создана. Но как-то так сложилось, что поставить памятник Елизавета не успела. Много разных дел у нее было, она давала балы, она танцевала, она каждый день надевала новые платья, никогда не надевала платья больше, чем один раз. В общем, памятник поставлен не был.
На престол вступил ее племянник - Петр III. Он совсем недолго правил страной, потому что его свергла его законная супруга Екатерина, ставшая императрицей Екатериной II. Екатерине опять же надо доказать, что она законная наследница престола, хотя не законная. И она решает, «надо поставить памятник Петру I».
Казалось бы, вот памятник есть, бери и ставь, уже отлит. Но ей же не просто надо поставить памятник Петру, ей надо показать всем и даже не только в России, но и в Европе, что она законная наследница, что она продолжает дело Петра I. Поэтому она пишет письмо Вольтеру, знаменитому философу во Франции, пишет письмо другому философу Руссо, «я хочу поставить памятник Петру I, потому что я продолжаю его дело, какого скульптора
вы мне посоветуете».
И Вольтер, и Руссо, и еще какие-то иностранные ее знакомые начинают обсуждать, какого бы посоветовать императрице скульптора. То есть, вся Франция, вся Европа занята идеей, что Екатерина ставит памятник Петру. Вот вам блестящий образец рекламного мастерства. Екатерине пишут, «пригласите Фальконе, это замечательный скульптор, у него получится». И она приглашает Фальконе. Фальконе больше десяти лет работает для
того, чтобы создать памятник. И создает известного вам Медного всадника.
Если бы она поставила готовый памятник, кто бы там, в Европе об этом узнал, и какая бы ей была слава, что она поставила памятник, который отлила ее свекровь, тетя ее мужа. Ей совершенно это было не нужно. Ей нужна была слава. Вы помните, что она написала на памятнике? - «Петру I Екатерина II». Фальконе хотел написать: «Петру I поставила Екатерина II». Екатерина посмотрела на эту надпись и слово «поставила»
убрала, чтобы было еще ближе, вот Петр, вот Екатерина, она рядом, она такая же великая. Неслучайно у нас в истории два человека носят такое звание «великий» - Петр великий и Екатерина великая.
А памятник все пылиться. Наконец, Екатерина умирает. В 1796 году на престол вступает Павел I. И ему тоже нужно напомнить, что он законный наследник Екатерины. Наконец-то за этот памятник взялись.
Павел поручает замечательному архитектору Воронихину, которого вы знаете по Казанскому собору, поставить памятник. Поставить памятник, это не просто достать памятник из сарая, где он стоит, и поставить сюда. Нужно создать пьедестал.
Архитектор рисует пьедестал, как он должен выглядеть. Он рисует мраморные плиты, гранит снизу. И рисует два бронзовых барельефа. С одной стороны, мы видим знаменитую битву при Гангуте, с другой стороны - знаменитую Полтавскую победу. По наброскам архитектора несколько скульпторов работают и создают эти барельефы.
Они в значительной степени повторяют гравюры петровского времени.
75-76 лет прошло с момента, когда была создана модель в уменьшенном виде, и когда поставили памятник.
Сколько людей мечтали об этом памятнике, сколько людей творили его, сколько людей старались.
И вот однажды один молодой человек, начинающий экскурсовод, я его знаю, называть не буду, он хороший человек, хороший экскурсовод, сейчас ему жалко, что когда-то он так сделал, поспорил с приятелем, как быстро распространяются слухи в Петербурге, и стоя с экскурсантами здесь, сказал, «вот посмотрите, пожалуйста, здесь изображена сцена «Битва при Гангуте». Вы видите русские корабли, вы видите шведские корабли.
И посмотрите, на переднем плане в лодку втягивают матроса, который, видимо, упал с борта корабля. Его вытащили, и вот его втягивают.
И далее экскурсовод в шутку сказал, «потрите пятку этому матросу, и вы никогда не утоните». Как вы думаете, можно ли таким образом решить свою проблему? Где-то что-то потер, и у тебя что-то в твоей жизни измениться? Таким было сознание задолго до христианства, 2 -3 тыс. до н. э.
Не прошло двух недель, как проходит мимо и слышит, что экскурсовод говорит тоже самое.
И посмотрите, чем дальше, тем хуже. Открываю сайт в поисках каких-то там экскурсий и натыкаюсь на многие места, где пишут, «вот мы водим интересные экскурсии, необычные экскурсии, не банальные, мы вас приведем туда, где вы потрете, чтоб не утонуть, потрете, чтоб хорошо учиться, потрете, чтоб быть здоровыми, потрете, чтоб быть богатыми…
На сайтах - то есть технологии 21 века, а мышление - пещерного человека. И это не смешно, посмотрите, как все золотиться, стерт защитный слой и бронза разрушается. Поэтому, никогда не надо так поступать. Чтобы не утонуть, нужно учиться плавать, а не тереть памятники.
А сейчас мы возвращаемся к автобусу, осторожно переходите дорогу
|