27 декабря 2009 года дети и родители Центра развития «Анима» посетили Строгановский дворец.
Участок дома № 17 на Невском проспекте к 1740-м годам принадлежал портному Иоганну Нейману, здесь находилось недостроенное архитектором М.Г.Земцовым деревянное здание. В 1742 году его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом.
На соседнем по Невской першпективе участке жил императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение. Однако пусть бедное, но в центре столицы жильё, сосед продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом, для чего в марте 1753 года им был приглашён архитектор Ф.Б.Растрелли.
После 1 ноября 1753 года повару всё-таки пришлось переселиться на участок дома № 19, так как деревянные дома неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей Григорьевич писал в письме своему сыну Александру: Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями, что удивления достойно.
На месте небольшого деревянного особняка, на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, под руководством архитектора Ф.-Б.Растрелли, был возведен один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга, названный по имени его владельца Строгановским.
Владелец будущего дворца предоставил придворному архитектору практически полную свободу действий, и Растрелли за два года создал роскошное здание с огромными окнами и лепниной на фасаде, в котором было пятьдесят комнат, большой зал и галерея, заставленная скульптурами и увешанная высокими зеркалами.
Въезд во дворец украшали рельефные изображения гербов семьи Строгановых с соболями и копьями, символизирующими Сибирь, откуда этот прославленный род вел свое начало. Окруженный простыми деревянными домиками, дворец выглядел особенно пышно, и граф Строганов при виде своего нового жилища пришел в полный восторг.
Много споров среди исследователей вызвали изображения мужского профиля, сделанные в простенках между окнами на фасаде Строгановского дворца.
По одной версии, это схематические портреты первого владельца замка, которому Растрелли решил таким образом сделать сюрприз.
Но многие историки уверены, что на самом деле великий архитектор изобразил на стенах здания свои собственные профили: завершив строительство дворца, он был так доволен проделанной работой, что захотел оставить на нем такой своеобразный автограф. Если это предположение верно, то возникает другая загадка - а знал ли об этом сам Строганов?
Строительство дворца велось стремительными темпами.
Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения.
Участие в строительстве частного здания Ф.Б.Растрелли является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение.
Кто же такой Строганов? За какие заслуги разрешила ему Елизавета Петровна оторвать знаменитого придворного архитектора от императорских построек?
Род Строгановых был сказочно богатым, да еще находился в родстве с царской фамилией. Это они снарядили дружину Ермака, способствовали присоединению Сибири к России. Это они помогали Петру Великому щедрыми денежными пожертвованиями успешно завершить войну со Швецией.
Легенда сохранила забавный эпизод: угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок преподнес на десерт бочонок с золотом.
Сперва именитые граждане, потом бароны и, наконец, графы Строгановы верой и правдой служили отчизне на экономическом, дипломатическом и военном поприще.
Сергей Григорьевич Строганов оказался единственным заказчиком, отблагодарившим Растрелли не только щедрой платой за работу, но и сделавший ему дорогой подарок: Строганов заказал портрет архитектора известному художнику Пьетро Ротари, приехавшему в Петербург из Европы, чтобы написать портреты членов императорской семьи.