Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Строгановский дворец
Строгановский дворец

Старая передняя Строгановского дворца

Интерьер неоднократно переделывался. В 1790-е гг. использовался как бильярдная. Возможно, в этот период в нем проявились рельефы «Семь играющих путти», автор которых не установлен. Окончательно облик зал приобрел при участии архитектора Буржуа в 1840-1850-е гг. Реставрирован в 2002-2003 гг.

Парадная столовая Строгановского дворца

Зал был отделан А.Воронихиным в 1793 году. Восстановлен в соответствии с первоначальным замыслом архитектора в период реставрации в 1926, 1994-1995 и 2002-2003 гг.

Фрагмент декора Парадной столовой.
Архитектор А.Воронихин. 1793

С начала 1790-х годов перестройкой дворца занимается «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин.

Он вступает в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль.

Воронихин вносит классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды.

В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создает на месте Зеркальной галереи 1750-х годов Парадную столовую, или Угловой зал.

Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию приема отражения в зеркалах, которыми отделана вся южная стена, включая простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-х годах воссоздать первоначальный замысел А. Воронихина.

Экспозиция
«Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы»

В двух залах анфилады второго этажа представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Государственного Русского музея (ГРМ), связанные с представителями рода Строгановых.

Расположение выставки не случайно - именно в залах анфилады второго этажа до революции хранились многочисленные коллекции графов Строгановых, среди которых были картины западноевропейских и русских художников, скульптура, иконы и семейные реликвии. Камерные интерьеры залов вместили лишь самые лучшие, эталонные произведения.

Состав выставки разнообразен. Это и «эталонные» произведения - небольшие подписные иконы, относящиеся к так называемой «строгановской школе» иконописи, и памятники лицевого шитья, исполненные женами «именитых людей» Строгановых, и работы усольских ремесленников, изготавливавших в строгановских вотчинах превосходные изделия с эмалями.

Пелена Богоматерь Казанская.

2-ая пол. XYII в. Сольвычегодск. Мастерская Анны Иоанновны Строгоновой.

Шелковая ткань, тафта, золотные, серебряные и шелковые нити, бирюза, стекла, кисти, металл.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов (2-ая пол. XYII в.).

Основой сюжета иконы послужила вторая глава Деяний апостолов. Согласно тексту в пятидесятый день по Пасхе, когда иудеи праздновали дарование закона и принесение первых плодов жатвы, апостолы собрались вместе в Иерусалиме. И «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».

С этого момента начали апостолы говорить на разных языках и отправились с проповедью Слова Божия в разные концы Вселенной.

Икона происходит из костромской церкви «Святого Константина и Елены» и попала в собрание Строганова в 1847 году в составе конфискованных у купца старообрядца Н.А. Папулина. Образ был приобретен в Костроме в 1817 году для федосеевских молебен, устроенных Н.А. Папулиным в городе Судиславле Костромской губернии.

Одним из самых ранних произведений строгановского лицевого шитья, включенных в экспозицию, является шитая плащаница, в 1592 г. вложенная в домовый храм Строгановых - Благовещенский собор г. Сольвычегодска от имени Никиты Григорьевича Строганова. Это древнейший среди дошедших до наших дней памятник строгановского лицевого шитья, сохранивший на полях вкладную и литургическую надписи.

С особой полнотой представлены на выставке произведения шитья XVII в. - продукция златошвейной мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова.

Превосходные по качеству пелены, покровы, детали священнических облачений предназначались для вкладов в многочисленные церкви и монастыри, в том числе в Соловецкий, откуда происходят несколько произведений, отобранных для экспозиции.

Особое место на изделиях этой мастерской отведено образу Святого «Царевича Димитрия».

Раздел семейных реликвий Строгановых открывает деревянный крест конца XVI - начала XVII в., вырезанный из «гробной доски» князей Василия и Константина Ярославских. Вложенный в драгоценную ставротеку (крестохранилище) он в 1610 г. был пожертвован Никитой Григорьевичем Строгановым в Благовещенский собор Сольвычегодска и до XIX в. входил в состав его драгоценной ризницы.

Наряду с памятниками церковного искусства в экспозицию включен ряд произведений личного обихода «именитых людей». Серебряные ковши и чарки сохранили имена владельцев - Максима Яковлевича, Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых.

Расчищая чердаки, подвалы и межэтажные перекрытия Строгановского дворца реставраторы обнаружили немало «исторического мусора» - вещей, бывших в обиходе в семье Строганова, его потомков и дальнейших владельцев здания.

Так, реставраторы обнаружили гипсовую фигуру льва: сейчас отреставрированная скульптура вернулась на свое первоначальное место - она украшала камин в зале Гюбера Робера.

Кроме того, реставраторы нашли детские башмаки, шпагу, бутылки, лапти и многие другие предметы быта.

Одной из самых больших находок была металлическая складная кровать, которая принадлежала именно Строганову: барон не любил подолгу спать в одном месте, и по его указанию кровать постоянно переносили в разные залы дворца. Все эти предметы будут представлены на выставке в одном из залов дворца.

Большой Танцевальный зал

Жемчужиной дворца является Большой Танцевальный зал - единственный полностью сохранившийся в Петербурге подлинный интерьер русского барокко, созданный Ф.Б.Растрелли в 1750-е годы.

Огромный для этого здания - в 128 квадратных метров - Большой Танцевальный зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Отреставрированы лепка, резьба с золочением, второй по величине в Европе плафон кисти Дж.Валериани.

Наборный паркет многих залов был восстановлен по фрагментам, сохранившимся под линолеумом, настеленном поверх паркета в советское время. Именно так были восстановлены полы в Танцевальном зале: по фрагменту паркета, созданного Растрелли из 10 пород дерева, реставраторы воссоздали рисунок, используя те же ценные виды древесины - дуб, ясень, самшит, сандал, лимон.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон «Триумф Энея», занимающий всю поверхность потолка.

Огромный и сложный многофигурный живописный плафон выполнен в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани (1708-1762) на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках.

Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами.

Сюжетом является триумф мифологического героя (известного по поэме Вергилия), восходящего на Олимп. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки - Властолюбие, Зависть, Злость и Лесть, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

Так аллегорически была выражена программа жизни, составленная Строгановым за границей.

Дж.Валериани. Триумф Энея.
Плафон в Большом зале Строгановского дворца. Холст, масло. 1750-е годы

В этом зале происходило много важных событий.

Именно здесь, в Большом зале, под эгидой богини Разума на плафоне, в 1760-е годы заседали инициаторы создания в российской столице Публичной библиотеки.

Она, как известно, появилась только в начале XIX века. А в качестве ее прообраза в Строгановском дворце еще пятьюдесятью годами ранее существовала некая общественная библиотека, которой, как свидетельствует уникальный журнал посетителей, пользовались императрица, Воронцовы, Сумароков и многие другие известные люди.

Назад

1 2 3 4 5

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой