Экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы»
В двух залах анфилады второго этажа представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Государственного Русского музея (ГРМ), связанные с представителями рода Строгановых.
Расположение выставки не случайно - именно в залах анфилады второго этажа до революции хранились многочисленные коллекции графов Строгановых, среди которых были картины западноевропейских и русских художников, скульптура, иконы и семейные реликвии. Камерные интерьеры залов вместили лишь самые лучшие, эталонные произведения.
Состав выставки разнообразен. Это и «эталонные» произведения - небольшие подписные иконы, относящиеся к так называемой «строгановской школе» иконописи, и памятники лицевого шитья, исполненные женами «именитых людей» Строгановых, и работы усольских ремесленников, изготавливавших в строгановских вотчинах превосходные изделия с эмалями.
Пелена Богоматерь Казанская.
2-ая пол. XYII в. Сольвычегодск. Мастерская Анны Иоанновны Строгоновой.
Шелковая ткань, тафта, золотные, серебряные и шелковые нити, бирюза, стекла, кисти, металл.
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов (2-ая пол. XYII в.).
Основой сюжета иконы послужила вторая глава Деяний апостолов. Согласно тексту в пятидесятый день по Пасхе, когда иудеи праздновали дарование закона и принесение первых плодов жатвы, апостолы собрались вместе в Иерусалиме. И «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из
них».
С этого момента начали апостолы говорить на разных языках и отправились с проповедью Слова Божия в разные концы Вселенной.
Икона происходит из костромской церкви «Святого Константина и Елены» и попала в собрание Строганова в 1847 году в составе конфискованных у купца старообрядца Н.А. Папулина. Образ был приобретен в Костроме в 1817 году для федосеевских молебен, устроенных Н.А. Папулиным в городе Судиславле Костромской губернии.
Одним из самых ранних произведений строгановского лицевого шитья, включенных в экспозицию, является шитая плащаница, в 1592 г. вложенная в домовый храм Строгановых - Благовещенский собор г. Сольвычегодска от имени Никиты Григорьевича Строганова. Это древнейший среди дошедших до наших дней памятник строгановского лицевого шитья, сохранивший на полях вкладную и литургическую надписи.
С особой полнотой представлены на выставке произведения шитья XVII в. - продукция златошвейной мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова.
Превосходные по качеству пелены, покровы, детали священнических облачений предназначались для вкладов в многочисленные церкви и монастыри, в том числе в Соловецкий, откуда происходят несколько произведений, отобранных для экспозиции.
Особое место на изделиях этой мастерской отведено образу Святого «Царевича Димитрия».
Раздел семейных реликвий Строгановых открывает деревянный крест конца XVI - начала XVII в., вырезанный из «гробной доски» князей Василия и Константина Ярославских. Вложенный в драгоценную ставротеку (крестохранилище) он в 1610 г. был пожертвован Никитой Григорьевичем Строгановым в Благовещенский собор Сольвычегодска и до XIX в. входил в состав его драгоценной ризницы.
Наряду с памятниками церковного искусства в экспозицию включен ряд произведений личного обихода «именитых людей». Серебряные ковши и чарки сохранили имена владельцев - Максима Яковлевича, Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых.
Расчищая чердаки, подвалы и межэтажные перекрытия Строгановского дворца реставраторы обнаружили немало «исторического мусора» - вещей, бывших в обиходе в семье Строганова, его потомков и дальнейших владельцев здания.
Так, реставраторы обнаружили гипсовую фигуру льва: сейчас отреставрированная скульптура вернулась на свое первоначальное место - она украшала камин в зале Гюбера Робера.
Кроме того, реставраторы нашли детские башмаки, шпагу, бутылки, лапти и многие другие предметы быта.
Одной из самых больших находок была металлическая складная кровать, которая принадлежала именно Строганову: барон не любил подолгу спать в одном месте, и по его указанию кровать постоянно переносили в разные залы дворца. Все эти предметы будут представлены на выставке в одном из залов дворца.
|