Эрмитаж. Античное искусство - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Музей кукол
Эрмитаж. Античное искусство

Зал Афины

Давайте вспомним, кого же из своих дочерей Зевс любил больше всех? У него много было дочерей, но одну он больше всех любил. Сейчас пойдем в зал, и вы посмотрите, и вспомните.

Вот зал, который так и называется по имени дочери Зевса. Вот она. Кто это? - Афина.

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в., по греческому оригиналу конца V в. до н. э.

Поступила в Эрмитаж в 1922 г., ранее находилась в коллекции Демидовых.

А как же она родилась? Она родилась необычным образом.

У Зевса заболела голова. Голова так сильно болела, что он не мог терпеть. И вот он приходит к своему сыну, богу-кузнецу Гефесту и говорит: «Гефест, разруби мне голову».

Почему Гефест это сделал, давайте вспомним, чем боги отличаются от людей? Боги бессмертны. Гефест ударил Зевса по голове, голова раскололась, а из головы вышла Афина.

На голове у нее был шлем, в руке она держала копье, вышла в полном облаченье. Вот почему она стала богиней мудрости и еще воинской доблести.

А потом позднее герой Персей, когда он убил Медузу горгону, отрубил ей голову, то голову Медузы он подарил Афине. Вот посмотрите, на груди, на эгиде змея ползет - это голова Медузы горгоны. На груди надета эгида - защита, а сделана она из козлиной шкуры, но не простой козы, а козы, которая вскормила Зевса, - это коза Амалтея, и когда она умерла, из ее шкуры и была сделана эгида.

А вот из рога тоже что-то очень ценное получилось. Не просто рог, а как его называют, где всегда всего много - Рог изобилия.

А потом еще Зевс в благодарность ее и на небо поместил. Как у нас называется один из знаков зодиак? - Козерог.

Афину Зевс любил больше всех, потому что она олицетворяла собой те качества, которые греки больше всего ценили в людях - это сила, разум и красота.

Без красоты вообще невозможно представить себе греческое искусство.

А каким греки представляли идеально прекрасное лицо человека?

«Голова Афродиты»

Это греческий идеал красоты, который мы до сегодняшнего дня называем классический, то есть образцовый, достойный подражания. Вы будете смотреть в профиль - мягкий овал лица, прямой нос, брони не изогнуты резко, как на Востоке…

А теперь давайте представим себе, как выглядела эта голова, когда Афродита была статуей? Давайте ее раскрашивать.

В Греции не было одноцветной скульптуры, давайте посмотрим, и раскрасим голову Афродиты. Волосы покрасим золотой краской, потому что все боги, живущие на Олимпе, были златокудрые. А какого цвета глаза - синие. Синие глаза, черный зрачок, приклеенные ресницы, розовые щеки, алые губы. Краски были восковыми. Стояла скульптура на улице, на площади, огромное количество скульптур стояло. А воск немного таял и пропитывал мрамор, и от этого казалось, что это не раскрашенная скульптура, а идеально прекрасный живой человек. Греки говорили: «Люди прекрасны, как боги, а боги подобны людям».

Смотрим на этого бога, узнаем легко по атрибутам. Что мы видим - чашу, змею - с какой отраслью знаний связан этот бог? Это бог медицины и врачевания, чаша и змея - это символ медицины. А звали его Асклепий, а древние римляне стали называть Эскулап.

Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

Он был сыном Аполлона, а искусству врачевания его научил кентавр. Кентавры необузданные все были, только один кентавр был очень хорошим и умным, его звали Хирон, вот он и обучил Асклепия искусству врачеванию. Асклепий превзошел своего учителя, он мог не только лечить, но и воскрешать из мертвых. Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. За это Зевс на него разгневался и испепелил его молнией.

У Асклепия было два сына, они были врачами, и две дочери. Одну дочь звали Гигиея («здоровье»),- теперь понятно появление слова «гигиена», другую дочь звали - Панацея (Панакея) («всецелительница»).

Скульптура «Голова Ареса» римская работа начала II в. По греческому оригиналу 420-х гг. до н.э. скульптора Алкамена.

Поступил в Эрмитаж в 1850 г. из Царского Села. Куплена в Риме в 1771 г. И.И.Шуваловым.

Однажды Арес пришел в гости к богине любви и красоты Афродите. Снял шлем, положил его. Прошло какое-то время, он собрался уходить, подходит к шлему, а в шлеме голубка свела гнездо и отложила яйца. Он берет шлем и хочет выбросить, а Афродита говорит ему: «Не делай этого, Арес. Побудь у меня в гостях, пока не вылупятся птенцы и не улетят». Он остался какое-то время, а потом, когда птенцы улетели, взял шлем, надел его и спустился на землю. Теперь давайте подумаем: Арес в гостях у Афродиты, что на земле - война или мир? Конечно, мир. А как только он опустился на землю, начинается война. А голубя мы как называем, какой птицей? - Голубь - птица мира.

В зале мы с вами видели скульптуру, она называется «круглая», потому что ее со всех сторон можно обойти, а вот такой вид скульптуры называется «рельеф». Рельефами украшают стены храмов, общественных зданий. И часто для сюжетов служили сцены из греческой мифологии.

Посмотрите, что вы видите? Не фантазируйте, а назовите, что видите на этом рельефе? - людей, страдание людей. Они не просто страдают, посмотрите внимательно, они гибнут, мы видим гибель людей. Перед нами заключительный момент трагедии - гибель людей.

У жены царя Фив Амфиона, Ниобы, было семь дочерей и семь сыновей. Гордилась своими детьми дочь Тантала. Прекрасны, как юные боги, были ее дети. Счастье, богатство и прекрасных детей дали боги Ниобе, но не была благодарна им дочь Тантала.

Однажды дочь слепого прорицателя Тиресия, вещая Манто, проходя по улицам семивратных Фив, звала всех фиванок принести жертвы Латоне и ее детям-близнецам: златокудрому, далекоразящему Аполлону и девственной Артемиде.

Послушные призыву Манто, фиванки пошли к алтарям богов, украсив головы лавровыми венками. Одна лишь Ниоба, гордая своим могуществом и посланным ей богами счастьем, не хотела идти приносить жертвы Латоне.

Смутили фиванок полные гордыни слова Ниобы. Но все же совершили они жертвоприношения. Смиренно молили женщины Фив великую Латону не гневаться.

Услыхала богиня Латона надменные речи Ниобы. Она призвала детей своих, Аполлона и Артемиду, и, сетуя на Ниобу, сказала:

- Тяжко оскорбила меня, вашу мать, гордая дочь Тантала. Она не верит, что я богиня! Меня не признает Ниоба, хотя лишь великой жене Зевса, Гере, уступаю я в могуществе и славе. Неужели вы, дети, не отомстите за это оскорбление. Ведь если вы оставите Ниобу без отмщения, то перестанут люди чтить меня как богиню и разрушат мои алтари. Ведь и вас оскорбила дочь Тантала! Она равняет вас, бессмертных богов, со своими смертными детьми. Она столь же надменна, как и ее отец Тантал!

Прервал свою мать стреловержец Аполлон:

- О, кончай скорей! Не говори больше ничего! Ведь своими жалобами ты отдаляешь наказание!

- Будет! Не говори! - воскликнула и гневная Артемида.

Окутанные облаком, гневные брат и сестра быстро понеслись с вершины Кинта к Фивам. Золотые стрелы зловеще гремели в их колчанах. Примчались они к семивратным Фивам. Аполлон невидимым остановился на ровном поле у городских стен, где фиванские юноши упражнялись в воинственных играх. Когда далекоразящий Аполлон, окутанный облаком, встал у фиванских стен, два сына Ниобы, Исмен и Сипил, неслись на горячих конях, одетые в пурпурные плащи. Вдруг вскрикнул Исмен, пронзила ему золотая стрела Аполлона грудь. Выпустил он золотые поводья и мертвым упал на землю. Услыхал Сипил грозный звон тетивы Аполлонова лука; он хочет спастись на быстром коне от грозной опасности. Несется во весь опор Сипил по полю, как несется по морю, распустив все паруса на корабле, моряк, спасаясь от грозной тучи. Настигла сына Ниобы смертоносная стрела, она вонзилась ему в спину у самой шеи. Сыновья Ниобы, Файдим и Тантал, боролись тесно обхватив друг друга руками. Сверкнула в воздухе стрела и пронзила обоих. Со стоном упали они. Смерть одновременно погасила в глазах их свет жизни, одновременно испустили они свое последнее дыхание. Спешит к ним брат их Альпенор, он хочет поднять их, он обнимает их похолодевшие тела, но глубоко вонзилась и ему в сердце стрела Аполлона, и пал он бездыханным на тела своих братьев. Дамасихтона поразил Аполлон в бедро у самого колена: хочет вырвать из раны золотую стрелу сын Ниобы, вдруг со свистом вонзается другая стрела ему в горло. Поднял к небу руки последний из сыновей Ниобы, юный Илионей, он молит богов:

- О, олимпийские боги, пощадите, пощадите!

Его мольба тронула грозного Аполлона. Но поздно! Уже слетела с тетивы золотая стрела, нельзя вернуть ее. Пронзила она сердце и последнему сыну Ниобы. Быстро донесся слух о великом несчастье до Ниобы. Со слезами сообщают слуги и Амфиону о гибели его сыновей.

Не перенес их потери Амфион, он сам пронзил себе грудь острым мечом.

Склонившись над телами сыновей и мужа, рыдает Ниоба. Она целует их похолодевшие уста. Разрывается от страдания сердце Ниобы. В отчаянии простирает несчастная к небу руки. Но не о милости молит она. Горе не смягчило ее сердце. Гневно восклицает она:

- Радуйся, жестокая Латона! Веселись, пока не насытится твое сердце моей скорбью! Ты победила, соперница! О, нет, что же говорю я, не победила ты! У меня, несчастной, все же больше детей, чем у тебя счастливой! И хотя много вокруг меня бездыханных тел моих детей, все же я победила тебя, все же больше осталось детей у меня, чем у тебя.

Только замолкла Ниоба, как раздался грозный звон тетивы. Ужас объял всех. Одна Ниоба осталась спокойной, несчастье придало ее смелости. Недаром раздался звон тетивы лука Артемиды. Одна из дочерей Ниобы, стоявших в глубокой печали вокруг тел братьев, падает, сраженная стрелой. Вот опять звенит тетива, и падает другая дочь Ниобы. Шесть золотых стрел одна за другой слетели с тетивы лука Артемиды, и бездыханными лежат шесть прекрасных, юных дочерей Ниобы. Осталась лишь младшая дочь. Она бросилась к матери и укрылась у нее в коленях, в складках ее платья.

Горе сломило гордое сердце Ниобы.

- Оставь мне хоть младшую дочь, великая Латона! - молит Ниоба, полная скорби, - хоть одну оставь мне!

Но не сжалилась богиня, и пронзает стрела Артемиды и младшую дочь.

Стоит Ниоба, окруженная телами дочерей, сыновей и мужа. Как бы оцепенела она от горя. Не колышет ветер ее волос. В ее лице нет ни кровинки, не светятся жизнью ее глаза, не бьется в груди сердце, лишь слезы скорби льются у нее из глаз. Холодный камень одел ее члены. Поднялся бурный вихрь и перенес Ниобу на ее родину, в Лидию. Там, высоко на горе Сипиле, стоит обращенная в камень Ниоба и вечно льет слезы скорби.

Так царица Ниоба была наказана за свою гордыню.

На главную

1 2

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой