Добрая лира. 2008. Май - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Май
Добрая лира

Шухаев Василий Иванович (1887-1973).

В.И.Шухаев родился в семье сапожника, рано осиротел. Однако сумел поступить в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, где занимался под руководством К.А.Коровина и И.И.Нивинского. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1906-12), в мастерской Д.Н.Кардовского, где учился и его ровесник А.Е.Яковлев.

Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Оба были яркими представителями школы Кардовского, в их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление - неоклассицизм.

Еще учась в Академии Художеств, Шухаев начал участвовать в выставках. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Ориентированная на произведения П.Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Устремления молодого мастера поддержал А.Н.Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем.

Не получив признания от Академии Художеств, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». Вскоре к нему присоединился Яковлев. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро».

Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В.Э.Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911 г. в «Доме интермедий» в Петербурге; оба художника принимали участие в постановке.

Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена лишь в 1962 г. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись, нарочито симметричная композиция этого полотна были своеобразной реакцией на эксперименты и новшества, отличавшие искусство тех лет.

На живопись прошлых эпох ориентированы и другие произведения Шухаева. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения; портрет Е.Н.Шухаевой (1917) - старинные парадные портреты. В них Шухаев использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие.

Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников этого творческого объединения Шухаев стал в 1917 г. Многие произведения Шухаева тех лет не дошли до наших дней, однако сохранилось большое количество натурных зарисовок, в которых художник показал себя великолепным рисовальщиком. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например, портрет С.Н.Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.

В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Они были приглашены для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Реализованным оказался другой замысел - роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916).

После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий.

В 1920-х гг. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1921-35 гг. он жил в Париже. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т.Л.Сухотиной-Толстой («Русская академия»).

В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А.Е.Яковлева (1927), С.С.Прокофьева (1932), Ф.И.Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н.Ф.Балиева, труппы И.Л.Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ.

В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание. Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 г. художник был сослан в Магадан, где провел десять лет.

В Магаданском музыкально-драматическом театре им. А.М.Горького им были оформлены многие спектакли. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. И стал профессором Тбилисской Академии Художеств, занимался живописью. Наибольшую известность снискали его портреты. Он изображал С.Т.Рихтера (1951), С.Ф.Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.

Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам - энкаустике, работе по золоту. «Портрет дамы в парчовом платье» (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. В 1962 г. была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии.

Назад

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой