Архитектор Ринальди родился в Италии, в Италии учился у Луиджи Ванвителли, архитектора стиля барокко.
Но все они, безусловно, эти итальянцы, знали постройки Палладио, да их знали во всем мире. В Англии увлечение Палладио было очень велико. Один из известнейших английских архитекторов Иниго Джонс считается палладианцем, его архитектура происходит от Палладио. Он стремился в английской архитектуре утвердить принципы классического
зодчества - ясность композиции и благородство пропорций.
Наш с вами любимый Джакомо Кваренги, итальянский архитектор, который в Петербурге много строил, прежде чем уехать из Италии в Петербург, он выполнил несколько проектов для Англии в стиле Палладио, потому что англичане были им очень увлечены.
И здесь мы видим колонны не такие, как мы видели на здании горного института.
Посмотрите, как их капители, верхние части, украшены - они очень пышные, торжественные, много всевозможных завитков. Это коринфский стиль.
Если дорический ордер считался мужским, ассоциировался с мужским началом, более мощным, лаконичным, то коринфский - это женское начало, колонны более изящны, более вытянутые, не такие толстые, как дорические, более женственные.
И опять же, как в постройках Палладио, мы видим, что первый этаж такой тяжелый, массивный, и вот эти легкие колонны покоятся на основании нижнего, цокольного этажа, они как бы возносятся больше вверх за счет того, что они опираются на этот массивный грубый первый этаж.
А за спиной у нас фриз, выполненный скульптором П.К.Клодом, которого мы знаем по коням на Аничковом мосту, по памятнику Николаю I у Мариинского дворца.
Изображены всадники, колесницы - это фриз, который называется «Служение коня человеку». Мы видим, как используют люди лошадей, в самых разных случаях: и для охоты, и для войны, и для перевозки тяжестей.
Это служебный корпус Мраморного дворца. Здесь изначально были конюшни, отсюда головы лошадей над окнами второго этажа и этот фриз. Позднее конюшню отсюда убрали, само здание много раз перестраивалось, в очередной раз архитектор Брюллов это делал.
Но вот любопытный вопрос, как вы думаете, почему главный фасад Мраморного дворца повернут ни к Неве, ни к Марсово полю, а именно сюда, во двор, в такое узкое пространство?
Есть какие-нибудь версии?
Строилось это здание во второй половине XYIII века. Здесь, на том месте, где мы с вами стоим, проходил канал. Он шел от Невы до реки Мойки. И сюда к каналу был обращен главный фасад, сюда приплывали на лодках.
Почти до конца XYIII века Петербург был городом, не очень приспособленным для хождения и передвижения посуху, проще было плавать на лодках по Петербургу, так мечтал Петр I.
Топкие берега, болотистые, здесь не всюду пройти можно было, и строить трудно было. Поэтому строили таким образом, чтобы пристань была перед дворцом.
Я еще хочу показать у Аничкова моста здание Кабинета двора. Сейчас можно через этот переулок выехать на Фонтанку, по тому берегу проехаться, потом по Гороховой и обратно.
Впереди слева у нас еще колонны, и снова дорический ордер, самые простые колонны, без каких-либо фигурных капителей.
Это архитектор В.П.Стасов.
Мы видим конюшни, здание Конюшенного ведомства. Центральная часть этого здания - это церковный корпус, церковь Спаса Нерукотворного Образа. Архитектор В.П.Стасов. Фасад здания украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста» выполненные В.И. Демут-Малиновским.
Мы снова проехали мимо Михайловского замка, сейчас увидим еще один его фасад. Там тоже присутствуют колонны, о которых мы сегодня говорили.
Едем мы, чтобы специально посмотреть рядом с Аничковым дворцом на противоположном берегу Фонтанки здание Кабинета двора, построенное Джакомо Кваренги, мы с вами помним, что этот архитектор называл себя «тенью Палладио».
Колоннада, которую мы с вами увидим, безусловно, напоминает построенный Палладио Дворец Вальмарана в Виченце.
Посмотрите, как эффектно это выглядит: идут трехчетвертные колонны, потом вдруг как
будто исчезают стены, видна сквозная такая красивая колоннада. Очень похожая колоннада во Дворце Вальмарана в Виченце, построенном Андреа Палладио.
Архитектор Карл Росси создал замечательную площадь - площадь Ломоносова она стала сейчас. И тоже почти все здания на этой площади выполнены в стиле классицизма, их украшают колонны.
И через несколько зданий слева от нас будет похожая площадь, с желтыми зданиями, с белыми колоннами.
И постройка конца XYIII века - Казармы местных войск. Через минуту мы увидим, только, кажется, там часть фасадов скрыта лесами. Архитектор Ф.И.Волков, 1780-е годы.
|