Игорь Эммануилович Воеводский. Непостижимый Петербург.
Мы с вами сейчас повернем, но если посмотреть вперед, можно увидеть еще одно здание с такой колоннадой, напоминающее древнегреческую архитектуру.
Видите желтое здание с длинной колоннадой - это особняк Румянцева. Николай Петрович Румянцев – сын знаменитого русского полководца, дипломат, министр иностранных дел.
Граф Румянцев прославился на века не только своей деятельностью на дипломатическом поприще, но и тем, что десятилетиями, долго и упорно собирал в своем петербургском доме грандиозную коллекцию исторических реликвий, рукописей и печатных книг, связанных с историей России, бытом и культурой русского народа.
Очень любопытно, что и в начале XX века, и в середине XX века вся архитектура, так или иначе, происходит от Палладио, вспомните хотя бы район Автово - станция метро Автово и дома, построенные вокруг него.
Мы сейчас посмотрим еще на один шедевр архитектуры классицизма. Кто останется в автобусе, посмотрите на эти колонны слева, а кому несложно, давайте выйдем.
За спиной у меня Горный институт, построенный архитектором А.Н. Воронихиным. Вы этого архитектора знаете по Казанскому собору. Здесь мы снова видим типичное использование правил древнегреческой, древнеримской архитектуры.
Наведите мышь для просмотра фотографии
Эти правила - сочетание колонн и лежащих на них деталей горизонтальных - карниза, антаблемента, фриза - это называется ордером. Так вот в Древней Греции, Древнем Риме существовали три разных ордера, три разных варианта оформления колонн - дорический, ионический, коринфский. И вот здесь использован самый простой ордер, самый примитивный, если можно так сказать, - так называемый дорический. Колонна абсолютно
прямая и наверху нет никаких завиточков.
Бывают завитки, иногда больше, иногда меньше, но здесь нет никаких завитков. Прямо на колонне лежит свод, лежит горизонтальная часть.
Единственное, что использовал А.Н.Воронихин - это вот такие желобки - канелюры так называемые. Для чего они делаются в Древней Греции? Когда солнечный свет падает на эти колонны, то свет и тень начинают играть в этих желобках. У нас не очень солнечная погода в Петербурге, поэтому это не очень играет, но, тем не менее, все равно колонна становится более праздничной, более яркой.
Две скульптуры украшают это здание - «Геракл, удушающий Антея» работы С.С. Пименова и «Похищение Прозерпины Плутоном» В.И. Демут-Малиновского.
Одна скульптурная группа изображает миф об Антее и Геракле. Вспоминаем, среди разных подвигов Геракла, пришлось ему сражаться с человеком неимоверной силы - Антеем.
Сила его была в связи с его матерью Геей - землёй. И пока он стоял на земле, он обладал колоссальной силой. Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы всё новые и новые силы.
Чтобы победить его, Геракл оторвал
его от земли, поднял его на руки и тут он оказался бессильным. Мы видим, как Геракл поднимает Антея, в следующий момент он окажется бессильным, уже безвольно у него руки запрокинуты.
Отчасти, даже так, как на другой скульптуре, где мы видим мужскую и женскую фигуры, но вновь явно творится насилие. Это другой миф.
Это миф о Персефоне, царицы подземного царства, вернее, о ее дочери Прозерпине. Так прекрасна была красавица Прозерпина, что влюбился в нее бог подземного царства. И он похитил ее и унес с собой в Аид, стала она богиней подземного царства.
А почему такие связи с землей и подземным миром скульптуры здесь?
Да потому что, это здание горного института. Здесь учили горных инженеров, тех, кто строили шахты.
Вот так украшает его Воронихин в соответствии с канонами (или с законами) древнегреческой и древнеримской архитектуры и скульптурами на античные мифы.
Двенадцать дорических колонн поддерживают фронтон, широкие ступени спускаются к Неве.
На боковых фризах - скульптурные рельефы. Один из них рассказывает о приходе Афродиты к богу кузнечного мастерства Гефесту за доспехами для Марса. На другом рельефе - Аполлон, пришедший за колесницей, которую он заказал в кузнице Гефеста. Этот бог не случайно связан с Горным институтом, ведь его кузница-мастерская находилась глубоко под землей.
В горном институте есть интересный геологический музей.
Справа у нас с вами за спиной оказался корабль. Корабль, известный всему миру как ледокол «Красин».
Это удивительный совершенно корабль. Во-первых, это единственный сейчас в мире ледокол с действующей паровой машиной. У него двигатель такой, каким его сделали в 1916 году в Великобритании, в Ньюкасле.
Он был спущен на воду в январе 1917 году, правда, с другим названием, назывался он тогда ледокол «Святогор». А фамилия «Красин» - в честь одного из советских дипломатов, торгового советника, который как раз вел переговоры о возвращении России этого корабля, он получил уже после смерти наркома Л.Б.Красина (1927).
Ледокол «Красин» не раз выручал корабли, терпящие бедствие во льдах, что принесло ему заслуженную славу не только на Родине, но и во всем мире. Самый известный его поход связан со спасением итальянской экспедиции Умберто Нобиле летом 1928 года.
У.Нобиле - знаменитый путешественник. Путешествовал на воздушных шарах, дирижаблях. На дирижабле «Италия» полярный исследователь У. Нобиле собирался достичь Северного полюса. Он сделал пробное путешествие, когда он пролетел над Северным полюсом, это у него получилось. На следующий год он полетел, чтобы на Северном полюсе прямо высадиться.
Незадолго до Северного полюса вдруг произошли какие-то неисправности, скорее всего, из-за того, что обледенел, он стал очень тяжелый, и стал дирижабль стремительно спускаться, почти что падать на лед. И от удара об лед у него откололась корзина, та гондола, в которой находилась кабина с одиннадцатью пассажирами. Остальная часть - шар - взлетел в воздух, взмыл и улетел. На нем во второй кабине оставалось 2 или 3 человек,
которых больше уже никогда не нашли. А те, которые находился в этой кабине, отправили по радио сигнал с просьбой о помощи.
С разных сторон двинулись более 30 кораблей на поиски этой экспедиции, но первым прибыл туда и нашел часть участников именно ледокол «Красин». А на обратном пути он еще спас испанский большой теплоход с пассажирами, который двинулся специально в Арктику, чтобы посмотреть, а как же там спасают экспедицию Нобиле. И этому теплоходу испанскому льдами поломало винт, и он начал терпеть бедствие. И ледокол «Красин»
спас этот корабль.
Вот такой интересный ледокол работает в настоящее время как музей.