Игорь Эммануилович Воеводский. Непостижимый Петербург.
Посмотрите налево, что это за здание? - это фондовая Биржа.
Здание начали строить в 1783г. по проекту архитектора Д.Кваренги.
В начале XIX века оно было разобрано, и на его месте воздвигнуто новое, более эффектное сооружение по проекту архитектора Тома де Томона (1805-1810г.).
Его проект несколько раз возвращали на доработку, с тем, чтобы было найдено правильное градостроительное решение. Совершенство композиции всего ансамбля Биржи было найдено при участии А.Д.Захарова - строителя Адмиралтейства.
Здание решено по типу античного храма. Со всех сторон окружено колоннадой - величественная колоннада, множество-множество колонн, на эти колонны опирается фриз и наверху, над ним мы видим - скульптурная группа, изображающая бога морей Посейдона.
И стоит это здание на высоком гранитном возвышении, греки его называли стилобатом. Очень похоже здание Биржи на древнегреческий храм.
Когда-то приехал в Петербург известный вам писатель Александр Дюма, и он написал «удивительные люди эти русские, даже биржа у них построена в виде древнегреческого храма».
Посмотрите, здание вызывает ощущение величия, мощи, торжественности. А ведь у него нет какого-то обилия украшений, достаточно все лаконично. Мы видим только множество колонн, мы видим скромные украшения окон - наличники, и только эффектная скульптурная группа наверху украшает здание - Посейдон, бог морей, с трезубцем, с символом его обязательным (трезубец греческого Посейдона символизирует его власть над стихией воды) и
вокруг него аллегории различных рек.
Вот такая постройка в стиле «классицизм», отражающая характерные черты этого стиля, отражающая характерные черты архитектуры древних греков и древних римлян.
Сейчас мы с вами увидим это здание с другой стороны. Мы там тоже остановимся и посмотрим, какая скульптурная группа с обратной стороны здания.
Скульптурные группы исполнены из пудостского камня каменотесом Самсоном Сухановым.
В здании Биржи сегодня располагается Центральный военно-морской музей.
Две колонны стоят здесь, одну мы сейчас можем с вами видеть. Ростральные колонны.
Они тоже, конечно, напоминают нам об архитектуре Древнего Рима. Подобные колонны стояли в Риме на площади. Они были украшены носами вражеских кораблей, отпиленных после победы над карфагенским флотом.
На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей, отсюда и их название.
Обычно ростральные колонны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны.
У подножия установлены скульптуры из камня. Фигуры принято считать аллегориями русских рек - Волги, Днепра, Волхова и Невы, несмотря на то, что у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой).