Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. Третья экскурсия.

Красный порфировый камень, шоханский (шокшинский) порфир.

Понемногу он добывается и сейчас у села Шокша в 60 км к югу от Петрозаводска.

Шоханский порфир из-под Петрозаводска, по сухо научному определению - это вовсе не порфир (горная порода вулканического происхождения), а кварцито-песчаник протерозойского возраста. Сначала это был кварцевый, чуть ржавый рыхлый песок, а потом в ходе долгих геологических эпох погружения, перекрытия толщами других осадков и перекристаллизации этот песок превратился в прочную, хорошо полируемую горную породу. Она окрашена мельчайшими вростками красного оксида железа - гематита. Геологические движения постепенно подняли камень до земной поверхности.

Камень уникален, а потому очень дорог. Даже в России он редко используется в больших объёмах. В Петербурге есть лишь два места, где он употреблён. Первое - главный (южный) фасад Инженерного замка. Здесь над мраморными колоннами ионического ордера тянется по всей ширине портика фриз из малиново-красного шокшинского порфира. По нему бегут буквы слов: «Дому твоему подобаеть святыня Господня въ долготу дней».

Второе место - пьедестал памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Средняя часть пьедестала вытесана из шокшинского кварцита и поражает сложной резьбой. Ровный по окраске камень является удачной рамой для четырех горельефов со сценами из времён царствования Николая.

Камень здесь на открытом воздухе и из-за этого загрязнён.

Время эклектики в архитектуре Петербурга ознаменовалось приходом в город нового декоративного камня. Это песчаник. Он хорошо выглядит в скульптурных и функциональных элементах декора зданий.

Декоративный песчаник был обычным строительным материалом в разных странах Западной и Центральной Европы. В Петербург он поступал с территорий, занятых теперешними Германией и Польшей. Он широко использовался европейскими архитекторами в разное время и в разные периоды развития архитектуры.

Пышный неоренессансный фасад Музея училища технического рисования барона А.Л. фон Штиглица является ярким примером использования песчаника.

Первым директором и проектировщиком музея был М.Е. Месмахер, строительство музея заняло десять лет (1885-1895 годы).

Музей представляет собой величественное здание в духе итальянских палаццо XYI века.

Невысокий цоколь выложен крупными блоками темно-розового финского гранита, стены облицованы светло-серым и желтовато-серым песчаниками.

Нижний этаж отделан рустованными скальными плитами, перемежающимися с плитами гладкой фактуры. Двери и огромные окна окаймлены резными из песчаника гирляндами лавровых листьев. Облицовка первого этажа состоит из плит песчаника, обработанных в гладкой фактуре, сдвоенные окна украшены трёхчетвертными песчаниковыми колоннами. Внимательный взгляд замечает, что песчаник в заглублениях стен всегда имеет более охряный оттенок цвета - камень, очевидно, специально подбирали таким.

Центральный ризалит (выступ) фасада завершается сверху треугольным фронтоном. На его тимпане находится горельеф из песчаника с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, декоративного и прикладного искусства, истории искусств. Основная фигура этой композиции - человек-творец - тоже иссечена в песчанике, она имеет портретное сходство с Месмахером. Фронтон увенчивает вырезанная из песчаника скульптура «Слава». Автором всей скульптурной композиции является А.Г.Бауман. В нишах боковых ризалитов размешены песчаниковые статуи женщины и с книгой и мужчины с молотом работы М.А.Чижова.

Прирождённый педагог, Месмахер использует искусно декорированный песчаником и стилизованный фасад здания в целях просвещения. Фриз музея покрыт песчаниковыми горельефными изображениями грифонов, медальонами, в которых высечены в песчанике портреты великих художников, скульпторов, архитекторов. На фигурных плитах их имена начертаны золотом на голубом мозаичном фоне. Имена Рафаэля, Челлини, Пинтуриккио, Брусталоне, Гиберти, Антонио Филарете, Швертфегера, Фонтана знакомы многим, а вот имена Делафосса, Джованни де Удичи, Цуккери, Андреоли заставляют напрягать память и, возможно, побуждают студентов училища (ныне это Государственная художественно-промышленная академия) к уяснению роли этих имён в искусстве эпохи итальянского Возрождения.

Использованы материалы книги: Буллах А.Г., Воеводский И.Э. «Порфир и мрамор, и гранит…» Санкт-Петербург 2007.

Назад

1  2  3  4  5  6  7

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой