Мрамор на улицах Петербурга - редкость. В литературе о городе указывается лишь на два случая сплошной облицовки фасадов мрамором. Это - Исаакиевский собор и дом Кушелева-Безбородко (Гагаринская улица, дом 3). Здесь применены типичные для Петербурга рускеальский и тивдийский мраморы.
Рускеальским мрамор стал применяться в Петербурге во времена Екатерины II. В громадных карьерах добывался камень нескольких сортов: массивный, волнисто-полосчатый, параллельно-полосчатый. В природной окраске преобладает белый цвет, но он полосами и пятнами подкрашен в серые, жёлтые, зелёные тона за счёт обильных включений разных минералов. Параллельно-полосчатый мрамор имеет чёрно-белую окраску.
Тивдийский мрамор добывался у села Тивдия в Карелии, у северной оконечности Онежского озера. Он тоже разных сортов и неоднородной окраски в розовых тонах разного оттенка и густоты.
Путь камня в Петербург проходил по Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве.
Облицованный им трёхэтажный особняк графа Н.А.Кушелева-Безбородко возведён в 1840-х годах. Вскоре он перешёл во владение княгини Е.М.Долгоруковой, будущей морганатической жены Александра II.
Особняк был перестроен в 1857-62 годах архитектором Э.Шмидтом и приобрёл черты итальянского ренессанса. Особняк облицован тивдийским мрамором на всю высоту второго и третьего этажей, нижний этаж декорирован рускеальским мрамором особого сорта. В львиных масках в окнах, в капителях и базах пилястр использован белый мелкозернистый мрамор, в балюстраде террас - тоже белый мрамор, но иной зернистости. Фасад был отреставрирован
в 2005 году, он поразил горожан мажорностью природных окрасок тивдийского мрамора и изысканностью архитектурных форм.
Бесспорна и значительна роль мрамора в парадном внешнем облике Мраморного дворца (1765-1768 годы, арх. А.Ринальди).
Мрамор является лишь одним из элементов отделки его фасада. В том и состоит чудо применения мрамора - его немного, но его красота доминирует в декоре здания и подчиняет себе все остальное. Мраморный дворец назван так лишь из-за этого чуда.
Этот дворец виден издалека и с разных точек - при взгляде на него через простор Марсова поля, в перспективе вдоль Миллионной улицы, со стороны набережной Невы, от стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости.
Декоративные камни в фасаде Мраморного дворца.
На фоне глухого колера стен бросается в глаза розовый цвет пилястр второго и третьего этажей. Резко оттеняющим их фоном служит серый сердобольский гранит, а базовый, первый этаж, облицован розовым финским морским гранитом. Использованы также и другие мраморы: в наличниках окон второго и третьего этажа -
рускеальский мрамор, в филёнках под окнами третьего этажа - чёрно-белый полосчатый ювенский мрамор, в базах и капителях
колонн и пилястр и в картушах - белый высокосортный мрамор с Урала. Фриз и высокий аттик здания облицованы розовым тивдийским мрамором
Из тивдийского мрамора изготовлены колонны и пилястры на фасадах Мраморного дворца и детали декора Мраморного зала в нем же. Парадная лестница и Мраморный зал Мраморного дворца стали уникальными шедеврами внутреннего каменного убранства зданий XYIII века, здесь были применены мраморы разного рисунка и колера из разных месторождения России и из-за рубежа.
На краю крыши установлены вазы из серовато-белого, так называемого «ревельского мрамора», на столбах ограды - вазы из белого мрамора.
Обязательно следует посмотреть на парадную лестницу и на мраморный двухсветный зал этого дворца.
Перила и балюстрады, пилястры и колонны, ниши для скульптур сделаны из серого узорчатого уральского мрамора. Из желтовато-серого мрамора выпилены массивные наличники в оконных нишах на лестничных площадках. Резные наличники дверей, ведущих с лестницы в покои дворца, собраны из чёрно-белого ювенского мрамора, а гирлянды над дверями, розетки и базы колонн - из белого мрамора.
В Мраморном зале нижний ярус стены на высоту одного этажа облицован разноцветным природным мрамором, отделан золочёной бронзой, украшен беломраморными скульптурными панно. В отделке стен использован серый и жёлтовато-серый уральский, розовый и вишневый тивдийский, зелёный левантийский, жёлтый и белый итальянский мраморы, а также лазурит и искусственный мрамор стюк.
В отделке Мраморного зала использовано семь сортов мрамора.
Великий князь Константин Константинович проводил здесь музыкально-поэтические вечера, на которых бывали А.Фет, А.Майков, П.Чайковский...