Александра Ивановна Дубровина. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Александра Ивановна Дубровина.

ИСТОРИЯ КУКЛЫ.

Толковый словарь русского языка Ушакова:

КУКЛА. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.

На сегодняшний день самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии в захоронении «Броно-2»; по оценкам специалистов, ей 30-35 тысяч лет. То, что эта статуэтка представляет собой куклу, не вызывает сомнений, но являлась ли она игрушкой, остается загадкой.

Судя по образцам, хранящимся в различных европейский музеях, в XY-XYI вв. в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы - достаточно условные и примитивные.

Основным местом продажи кукол были ярмарки.

Примерно на рубеже XY-XYI вв. кукол стали одевать. Если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла, или рисовалась), то теперь ее делали отдельно по подобию человеческой.

В 1619 г. в Нюрнберге начинается производство гипсовых кукол. Такие куклы были очень хрупкими, но зато, учитывая скромную стоимость исходного материала и простоту производства, получались дешевыми

В Париже кукольники образовали отдельных цех только к концу XYI в. Но несмотря на «опоздание», Париж быстро наверстывал упущенное, и французские куклы приобрели известность во всей Европе.

Кукол, ранее называвшихся на итальянский манер «bimbello(t)», во Франции начинают именовать «poupe'e». Речь идет о дорогих утонченных деревянных куклах, обряжаемых в драгоценные одежды. Этих кукол называли пандрами. Пандоры в первую очередь способствовали распространению вкусов законодателя мод - Парижа.

Буквально все королевские дома Европы владели такими модными куклами.

В конце XYI- XYII столетии в Европе появляются восковые куклы. Обычно этот термин используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем, набитым шерстью либо опилками; восковыми (или навощёнными, т.е. покрытыми воском) у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног, крепившиеся к туловищу металлическими петельками.

Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности.

Истоки восковой куклы восходят в эпохе Средневековья: в этой технике работали итальянские и испанские мастера, отливавшие восковые фигуры святых.

Первые восковые куклы появились в XYII столетии в Италии, а затем в Германии, но особый успех ждал восковую куклу в Англии.

Пик славы восковой куклы пришелся на XIX век. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах. Причина такого громкого успеха крылась в том, что матовая фактура воска придавала теплый и «живой» вид куклам, делая их необычайно приятными на ощупь.

У первых восковых кукол прически отливались вместе с головой; впоследствии стали «вживлять» «волосяной покров», преимущественно из мохера. Глаза вначале рисовали, позже делали из стекла, в конце XIX в. на английской мануфактуре «Люси-Пек» (Lucy Peck) впервые появились восковые куклы с подвижными - открывающимися и закрывающимися - стеклянными глазами.

Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал XYIII век. Куклы снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека.

Куклы-автоматы известны с глубокой древности. О механических игрушках, в том числе о куклах, перемещавшихся с помощью воды, ртути и песка, рассказывали Аристотель и Плутарх.

Изобретение пружины предопределило появление различных механизмов.

Фурор произвел механический мальчик работы швейцарского часовщика Пьера Жака Дро. Мальчик, обмакнув перо в чернильницу, стряхивал капли, рисовал и писал, ставя знаки препинания в нужных местах и делая переносы в конце строки. Содержание записей и рисунков можно было менять с помощью дисков, задававших программу действий.

В 1788 г. австрийский барон Вольфганг фон Кемпелен представил публике так называемого шахматного турка - механическую куклу, игравшую в шахматы со всеми желающими. «Турок» стал своего рода европейской сенсацией, не оставившей равнодушными сильных мира сего: с ним играли и Екатерина II, и Наполеон, и многие другие выдающиеся личности. Покуда монархи развлекались, ученые ломали голову над хитроумным устройством механизма. Споры не затихали в течение долгого времени, пока не выяснилось, что «турок» всего лишь великая мистификация: в ящике, на котором стояла шахматная доска, согнувшись в три погибели, прятался некий безвестный гроссмейстер.

Преуспел в изготовлении автоматических кукол и сын П.Ж.Дро - Анри Луи Жак Дро. Его прославила кукла, игравшая на клавесине: она поворачивала голову, словно читая ноты, а, закончив пьесу, вставала и кланялась.

Дро совместно с представителями женевского часового дома Жакэ создал и других кукол-музыкантов.

Автоматические куклы, уникальные и дорогие механизмы, входившие в частные коллекции, конечно, не являлись детскими игрушками. Они либо забавляли своих хозяев, либо демонстрировались публике и в целом служили утехой для взрослых.

К концу XIX века число различных кукол-автоматов значительно возросло, так что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже никого не удивляли, тем более что технические прогресс позволял создавать все новые и новые варианты механических игрушек.

Целую эпоху в истории массовой заводной игрушки открыли электроника и радиотехника, фото и термоэлементы, инфракрасные лучи и полупроводники, а на смену рычажкам и пружинкам пришли пульты управления.

Новый материал, обусловивший своего рода переворот в кукольном деле, - папье-маше (букв. «жёваная бумага»: смесь бумаги, песка, цемента и муки) - был внедрен в производство в 20-х гг. XIX в. кукольником-кустарем из Зоннеберга Фридрихом Миллером. Однако первая кукла из этого материала появилась на свет лишь спустя сорок лет.

Папье-маше изменило не только саму куклу, но и характер ее изготовления: место прежних, работавших вручную мастеров занял формовщик. Куклы из папье-маше стали массовыми что позволило Германии к концу столетия превратиться в королеву европейского игрушечного производства.

В начале XIX в. окончательно определились страны, диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия еще долгие годы сохраняли лидирующие позиции в производстве игрушек.

В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. Они подразделяются на фарфороглазурованных и бисквитных.

На заре XYIII столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

В 70-х гг. XIX в. Германия стала основным экспортером фарфоровых кукол.

(по материалам книги «Куклы мира. Самые красивые и знаменитые». Москва. Аванта. 2005)

Назад

Программа встречи

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой