Наталья Никитична Чарушина. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Наталья Никитична Чарушина.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН

Родился в г. Вятке 11 ноября 1901 года в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. С 1912 по 1918 год учился в Вятской первой мужской гимназии и школе им. И.С. Тургенева. В 1922 году поступил в Академию художеств. После окончания Академии и службы в армии работал в детском отделе Ленгосиздата.

Занимался иллюстрацией детских книг о животных, писал рассказы. В 1932 году был принят в члены Союза советских художников, а в 1934 году - в члены Союза советских писателей. Занимался вопросами дошкольного художественного воспитания детей. В годы войны жил и работал на родине. В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Был награжден на различных выставках золотыми и серебряными медалями. Умер в г. Ленинграде 18 февраля 1965 года.

Евгений Иванович Чарушин - известный детский писатель, художник анималистической книги для детей. Он окончил Академию художеств, где обучался живописи у художников А.Е. Карева, М.В. Матюшина, а также А.И. Савинова, А.А. Рылова. Но, получив серьезную живописную школу, он после Академии живописью занимался мало. Его товарищи Н.И. Костров, В.И. Курдов, Ю.А. Васнецов прежде, чем определиться в направленности своего творчества, отдали дань современным живописно-пластическим поискам, увлекаясь теорией «расширенного смотрения» Матюшина или супрематизмом К.С. Малевича. Чарушина же тянуло в другую область - книжную графику, куда он скоро вошел со своей с детства любимой темой.

С малых лет художник дружил с животными и птицами. «Все мое детство, - рассказывал он, - самые яркие впечатления связаны с животными, которых я сам ловил, воспитывал или просто читал о них». Это был мир, с которым ему не хотелось расставаться. Поэтому Чарушин с радостью начал работать в детской книге. Сюда пригласил его художник, руководитель художественной редакции Детского отдела Ленинградского отделения Госиздата В.В. Лебедев. Он оценил в рисунках Чарушина его серьезные знания зверей и птиц. Этому Лебедев придавал большое значение, так как считал важным в воспитании ребенка развивать в нем чувство любви ко всему живому.

Большую роль здесь должна была сыграть детская книга о животных. Знакомство Евгения Чарушина с писателями В.В. Бианки, С.Я. Маршаком, Е.И. Шварцем, Б.С. Житковым окончательно убедило его в правильности выбора своей темы, чему он посвятил всю дальнейшую творческую жизнь.

Первой работой художника были иллюстрации к рассказу Бианки «Мурзук» (1927). Уже здесь проявились главные стороны его таланта. Автор не ставил задачу анатомически правильно изобразить зверя, а стремился раскрыть его характер.

Показав беспомощность маленького рысенка, потерявшего мать, Чарушин заставил читателя волноваться за его судьбу.

Малыши Евгения Чарушина и в других книгах привлекательны своей неуклюжестью, повадками. Они добродушны и смешны.

Художник стремился рисовать так, чтобы дать возможность зрителю ощутить живой предмет, работал ли он тушью или в технике литографии. Часто для решения поставленной задачи автор искал новые приемы, которые, порой, не были приемлемы в работе с камнем. Как вспоминал Курдов, Чарушин тер литографский камень тушью, царапал по нему иглой и бритвой.

Художник всегда добивался нужных результатов. Мастерское владение материалом позволило ему добиваться тщательности в передаче формы, пластики, материальности изображаемых им животных.

Высокая культура Чарушина проявлялась в работе со структурой книги. Художник прошел школу Лебедева, заложившего основу развития детской книги в российском искусстве. Книга мыслилась как целостный организм, все части которого взаимосвязывались в едином ритме. Важная роль отводилась качеству рисунка.

Он должен быть не только познавательным, но и высокохудожественным, так как ребенок впервые сталкивается с искусством именно через книгу.

Рисунки Чарушина лишены подробных деталей, отсюда легко воспринимается самое главное - образ животного, его характер.

Примечательны в этом отношении иллюстрации к книге Н.В. Смирновой «Как Мишка большим Медведем стал» (1929). Вслед за текстом автор прослеживает судьбу медвежонка от малыша до взрослого зверя. Страничные иллюстрации до предела лаконичны и органично связаны с текстом каждой главы. Автор хорошо чувствует плоскость листа и, заполняя ее, не перегружает лишними деталями. Изображая медведицу с медвежонком, он стремится передать взаимосвязь между ними.

Движения матери повторяются в неуклюжих движениях медвежонка. Малыш рядом с матерью познает мир. Художник не ставит целью изобразить среду, в которой живут звери. Она условна. Это одна из особенностей его иллюстраций. Внимание при таком решении сосредотачивается на характере животного, его поведении.

Чарушин не только художник, но и хороший рассказчик. Его рассказы построены на детских впечатлениях, непосредственном восприятии природы и животных. Рисунки неотрывны от текста.

Автор работал над ними тщательно и долго в поисках лучшего варианта в решении образа. Обобщенности, цельности формы он достигал не только пластикой, но и сдержанным цветовым решением. Часто использовал одну, две или три, четыре краски, раскрывая их богатые колористические возможности, не ошибаясь в характерной окраске животного.

Большую роль в эстетическом воспитании детей Чарушин отводил эстампу. Как картинка для детей, эстамп должен был радовать глаз ребенка. Здесь художник использовал те же изобразительные принципы в создании образа животного, что и в иллюстрации.

В годы войны, живя в Вятке, художник продолжал творчески работать, но занимался не только станковой графикой. Он расписывал помещение столовой агрегатного завода, детскую комнату железнодорожного вокзала, помещение кукольного театра, руководил оформлением Кировского дома пионеров.

В это время Чарушин попробовал свои силы в области театрально-декорационного искусства, оформив спектакли в Кировском областном драматическом театре: «Жди меня», «Тристан и Изольда», «Осада Лейдена». Тонкий цветовой строй эскизов декораций и костюмов, точный рисунок раскрыли мастера, понявшего специфику этого вида искусства.

В Вятке Чарушин проявил себя так же как скульптор-анималист. Художник сумел передать и в глине пластическую выразительность животных. Уже после войны появились его фарфоровые фигурки малышей, в которых был воплощен тот же обобщенный образ зверя с «портретными» чертами, что и в графике.

В послевоенное время Чарушин по-прежнему активно работал в книге. Теперь художник больше иллюстрировал сказки. Изображая зверей, он был осторожен в очеловечивании их, хорошо чувствуя грань, за которой могло потеряться ощущение сказочной образности. Так, в сказке Ивана Белышева «Упрямый котенок» (1947) в основу образа были положены реальные наблюдения художника. Но он, чуть утрируя пропорции тела, сопоставляя своего героя с предметами больших размеров, помещая котенка в непривычные ситуации, не позволил читателю усомниться в сказочности персонажа. Чарушин всегда был в поисках правдивого образа животного. Если в прежних работах он изображал последнего на плоскости, не разрушая ее, то теперь он пробует показать зверей в реальном пространстве. В книге «Большие и маленькие» (1951), где Чарушин выступает как писатель и художник, в страничных иллюстрациях он стремится раскрыть поведение животных в естественных природных условиях. Но в дальнейшем художник остался верен прежним приемам в иллюстрации, отказавшись от детальных подробностей.

Чарушиным проиллюстрировано немало книг про зверей. Последней работой явилась книга С.Я. Маршака «Детки в клетке», за которую он получил посмертно золотую медаль на международной выставке в Лейпциге в 1965 году.

Творчество Евгения Чарушина - это подлинно художественное явление в истории становления и развития детской книги в России. Он создал уникальное искусство, удивительно человечное, которое воспитывает доброту, любовь к ближнему как у детей, так и у взрослых.

                И. Любимова.

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой