Под сильный глухой звук трубы длиной 1,5 - 2 метра разыгрываются ритуальные действа на праздниках аборигенов.
Древняя традиция аборигенов с детства прислушиваться к звукам природы, звукам которые издают животные, птицы. Звуки ветра, травы на ветру, молнии, треска деревьев и плеска воды. Сущность правильной игры на диджериду - правильно передавать звуки природы, слиться с самой природой с помощью диджериду.
Послушайте звук диджериду.
Диджериду - звук Австралии. При игре на диджериду используется «кольцевое дыхание» при котором получается как бы «бесконечный звук».
Изготавливается диджериду из ветки эвкалипта, в которой в засуху термиты выели сердцевину, из бамбука, который в изобилии произрастает на севере Австралии.
Диджериду отличает многообразие форм, и зависит это от форм ветвей и стволов. Голос диджериду никогда не повторяется, каждая имеет свой особенный тембр и красоту.
Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Диджериду можно сделать из борщевика, гречихи, картона, пластмассы, железа.
Моря и океаны подарили нам удивительный музыкальный инструмент - «раковину».
Раковина - «домик» животного под названием «моллюск». Раковины моллюсков - выдающееся творение природы. Многообразие форм и размеров раковин, разноцветье и изысканность покрывающих их узоров, не могут не поразить воображение.
Морская раковина могла издавать протяжный звук, стоило лишь слегка подуть в ее заостренный конец.
Звуком музыкальных раковин буддийские монахи отгоняли демонов, а моряки использовали в качестве сирены, зная, что этот звуковой сигнал слышен на расстоянии пяти километров.
раковина - bure
Послушайте, как звучит раковина - цаган буре (bure).
Арфа-раковина
Арф очень легко узнать по выпуклым ребрам вдоль раковины, напоминающим струны арфы.
Арфы - активные хищники. Питаются «музыкальные инструменты» только крабами, а те в свою очередь тоже не прочь полакомиться арфами.
Поскольку крабы гораздо проворнее медлительных моллюсков, хитрющие арфы изобрели свой метод приманки добычи. Они отбрасывают кусочек своей ноги и отползают в сторону. Глупый краб кидается на лакомство и теряет бдительность. Арфа же заползает с тыла, пробивает панцирь противника, впрыскивает яд, обездвиживает жертву и… конец крабу.
Человеку непосвященному трудно представить, насколько важную роль в жизни человечества играли моллюски в прошлые эпохи.
Священный рог из харонии (Charonia variegata, Charonia tritonis), сем. тритоны (Cymatiidae) сопровождал торжественные процессии в древнем Египте, на о.Крит, в ламаистских храмах Тибета. Много позже, в странах Латинской Америки его гулкие звуки стали возвещать о начале карнавала.
Каури (Cypraeidae), или фарфоровые улитки. Их использовали не только как украшение и защитный талисман, но и как денежный эквивалент. Впервые такие деньги появились в Китае полторы тысячи лет назад, позднее - в Индии, Корее, Японии, Африке. Достигли они и Руси, где были известны в XII - XIV вв. под названием «ужовок», «зерновок» и «змеиных головок».
Из мурексов (Muricidae), или пурпурных улиток цивилизации древности получали яркие краски - пурпур.
Ракушки можно увидеть на музыкальных инструментах - маракасах.
Этнический музыкальный инструмент из ракушек - голос лягушки. Производится в Индонезии.
Для изготовления корпуса музыкальных инструментов использовали панцири броненосцев и черепах.
Броненосцы - животные очень древние, в Латинской Америке их называют «карманные динозавры». Броненосцы – млекопитающие, одетые в броню или, скорее, в частично подвижную кольчугу из костных пластин и полос. Эти пластинки образуют несколько щитов и ряды поясов. Они же образуют броню на хвосте и конечностях.
Новорожденные броненосики покрыты еще мягкими роговыми пластинками. Позже чешуйки твердеют. У некоторых броненосцев бляшки не срастаются, как это бывает у большинства черепах, и тело сохраняет известную подвижность. У остальных образуются два крупных шита, передний и задний, а между ними 2 - 11 поясов, словно
наколенники у рыцарских доспехов. В этом месте туловище сохраняет подвижность. У каждого вида броненосцев собственная
мода на доспехи. Среди 20 с лишним видов броненосцев был особо выделен девятипоясный броненосец «армадилло» (в переводе с испанского это слово означает «несущий доспехи», «вооруженный», «бронированный»). Житель Южной Америки с головы до ног покрыт панцирем из костяных и роговых щитков и весит от 2,5 до 4,5 кг.
Предки современных черепах жили на Земле бок о бок с динозаврами.
Панцирь, закрывающий все тело черепахи за исключением головы, лап и хвоста, отличает ее от всех позвоночных животных. Верхняя часть панциря называется щитом или карапаксом, бывает обычно куполообразной у сухопутных черепах и более плоской у черепах, живущих преимущественно в воде, - для уменьшения давления воды. Щит по бокам тела соединяется с нижней частью панциря, пластроном, состоит из кости, сверху его щитки покрыты
роговыми пластинами.
Для фиксирования рёбра, позвонки, тазовый и плечевой пояс срастаются с панцирем. Отверстия в панцире располагаются так, чтобы конечности легко втягивались.
Внешний вид панцирей зависит от окружающей среды. Форма панциря - удивительное изобретение природы для пассивной защиты черепах - зависит от образа жизни этих животных. Карапакс сухопутных черепах обычно высокий, куполообразный, часто он неровен, отдельные щитки могут иметь форму небольших куполов, пирамидок. Карапакс черепах, живущих в более плотной, чем воздушная, водной среде, как правило, уплощенный, гладкий, обтекаемый,
куполообразность его небольшая. Морские черепахи пошли еще дальше в приспособлении к водной среде, панцирь у них каплеобразный, наиболее совершенной формы для достижения большой скорости в воде.
Черепаший панцирь использовали для создания смычкового музыкального инструмента «ребаб».
Музыкальные инструменты - настоящее чудо, неудивительно, что народами разных стран о них и о музыке создано немало мифов, сказок и легенд.
Вы помните античную легенду о боге торговли, интеллекта, ловкости и обмана Гермесе. Согласно мифу, случайно найдя черепаху, этот бог впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент.
Другая легенда гласит, что поэт Орфей получил от бога Аполлона семиструнную лиру с волшебными свойствами. Когда он пел, аккомпанируя себе на этом инструменте, под его очарование попадали и боги и люди, он приручал диких зверей и мог даже двигать скалы.
В искусстве лира является принадлежностью музы любовной поэзии Эрато и музы танца и пения Терпсихоры. Изображение Лиры служит символом искусства и в особенности музыки.