Музей музыки в Шереметевском дворце (Фонтанный дом)
В коллекции музея есть музыкальные инструменты, в свое время принадлежавшие российским императорам: флейты Александра I, медные духовые инструменты большого любителя «помузицировать» Александра III, а также виолончель Николая II.
Уникальными экспонатами являются инструменты известных композиторов - М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, А.Глазунова и др. А также инструменты знаменитых мастеров - Н.Амати, И.Батов, - среди них важное место занимает скрипка А. Страдивари.
Большой интерес вызвал роговой оркестр. Он был изобретен в 1752 г. в Санкт-Петербурге уроженцем Богемии Я.Марешем, капельмейстером Нарышкиных. Оркестр состоит из набора (70-120) усовершенствованных охотничьих рогов разной величины. Их размеры – от восьми сантиметров до пяти с половиной метров. Самые маленькие рога настроенные на высокие ноты, а самые большие (более 5 метров) настроены на низкие басовые ноты.
Свою историю роговой оркестр ведет с XVIII века. Князь Нарышкин для Елизаветы Петровны придумал роговой оркестр, взяв в основу звуки охотничьих рожков. Роговая музыка сопровождала коронации и городские праздники. Особенность оркестра состоит в том, что каждый рог исполняет единственную ноту.
Музыкант считал паузы, чтобы в точно в свое время извлечь из своего рога нужный звук гаммы, на который настроен его рог.
Трудность исполнения заключалась в том, что нужно было не сбиться со счета.
На первый взгляд кажется, что роговой оркестр способен воспроизводить лишь простенькие мелодии. Между тем он может исполнять сложнейшие музыкальные произведения - органные произведения Баха, симфонии Моцарта и Гайдна.
Дж. Россини фрагмент из увертюры "Вильгельм Телль" 465 кб
Рога, хранящиеся в музее музыки, молчали более ста лет. В последний раз инструмент звучал на коронации Николая II. Но совсем недавно в Петербурге появился ансамбль, возродивший это исконно российское музицирование. По заказу энтузиастов была изготовлена 41 копия рогов из музейной коллекции. И теперь ансамбль дает концерты в Петропавловской крепости и в петергофских парках. Причем его участники не перестают поражаться тому,
как необычайно красив звук рогов и как их звучание отличается от звучания современных духовых инструментов.
Гонг - ударный музыкальный инструмент.
Выпуклый бронзовый диск с отогнутыми краями привешивается к перекладине. В древности гонги были каменные.
Звук извлекается ударами специальной колотушки.
Чем больше гонг, тем больше и мягче колотушка. Самозвучащий музыкальный инструмент - звук певучий, долго не затухающий. Звук постепенно замирает, потом снова постепенно усиливается, снова замирает… Это оригинальное явление повторяется несколько раз. В конце 18 века введен в европейский симфонический оркестр под названием тамтам.
Большинство гонгов изготавливают в Китае. В китайской культуре гонги используются часто.
Эти инструменты из Китая. На одном - фигурка петушка, на другом - курицы.
Древние люди в сами музыкальные инструменты вкладывали определенный магизм: считали, что голос инструмента олицетворяет голос богов.
Следующий музыкальный инструмент, с которым мы познакомились - серпент - «музыкальная змея».
Серпент (в переводе с французского «serpent» - буквально - «змея»), старинный духовой музыкальный инструмент изогнутой змеевидной формы. Это деревянные духовые инструменты, обтянутые лайковой кожей.
Изобретён серпент в XYI веке во Франции. Был распространен до XIX века, потом вышел из употребления - вытеснен тромбоном.
Музыкальный инструмент «рог» потому так и называется, что изначально делался из рога какого-нибудь животного (рога козла, коровы, барана, быка, вола, антилопы, бивней слонов). Люди еще в глубокой древности научились использовать для извлечения звуков пустотелые рога убиваемых на охоте животных, и подобные музыкальные инструменты были широко распространены во всем мире.
Инструменты делали как из природного материала, так и металла: медный, серебряный рог. Часто украшались искусной резьбой.
Музыкальный рог занимает особое место в традиционной народной культуре.
Существует много разновидностей: карнавальный рог, сигнальные рожки… Рожок пастуший. Традиционный музыкальный инструмент русского пастуха. Пастушьи рожки чаще мастерили из березы, клена липы, ольхи, можжевельника. В XYIII веке охотничьи рога звучали исключительно на псовых охотах. Русские песенные рожки делались из воловьего рога.
Арфа – один из самых древних музыкальных инструментов, с помощью которого легендарные герои античности обращались к богам.
Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы.
Шлемовидные гусли.
Гусли - представляют собой небольшой деревянный корпус в форме крыла (отсюда название «крыловидные») с натянутыми струнами. Струны (от 4 до 8) могли быть жильными или металлическими. Инструмент при игре находился на коленях. Пальцами правой руки музыкант ударял по струнам, а левой - приглушал ненужные струны.
Гусли существовали на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран.
В музее представлены все основные группы музыкальных инструментов: ударные, духовые, смычковые, клавишные и щипковые.
Закончилось занятие отгадыванием загадок о музыкальных инструментах - дудочке, свистульке и барабане. Дети не только отгадали загадки, но и поиграли на музыкальных инструментах.