Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Шереметевский дворец
Знакомство с музыкальнами инструментами.

МОЛОТОЧКОВАЯ МЕХАНИКА.

В 1709-11 гг. Бартоломео Кристофори сконструировал фортепьяно, форма была заимствована у клавесина. Он назвал свои инструменты «гравичембало и пьяно и форте».

По струне ударяет молоточек, который приподнимается одновременно с демпфером. Пока молоточек прижат к струне, она колеблется, как только клавиша вместе с молоточком, обитым войлоком, отпускается, демпфер опускается на струну и она прекращает колебаться. Позднее был изобретен репетиционный механизм с пружиной, который возвращает молоточек на место после удара, даже если исполнитель продолжает нажимать на клавишу. То есть молоточек готов к следующему удару раньше, чем пианист отпускает палец. Сила удара молоточка пропорциональна силе удара молоточка по струне.

За время своего существования молоточковая механика претерпела большие изменения.

Существуют две разновидности фортепиано («громко», «тихо») - с горизонтальным расположением струн рояль и пианино с вертикальным. Однако самой распространенной формой стал рояль. Рояльная механика постоянно совершенствовалась.

Рояль заимствовал форму от клавесина, это обусловлено тем, что басовые струны длиннее дискантовых.

Появляются педали: левая педаль приближает молоточки к струнам и ослабляет звук, при нажатии на правую педаль демпферы приподнимаются над струнами, звук не глушится, струна колеблется и получается «гулкое» звучание. У пианино струны натягиваются на чугунную раму, сила натяжения около 18 тонн. Прямоугольная форма пианино сконструирована в 1760 г. в Англии Иоганном Цумпе. В первом сольном концерте в 1768 г. в Лондоне Бах играл именно на фортепиано Цумпе.

У исторических предшественников роялей был разная механика «венская», «немецкая», «английская». Уже в начале XYIII века И.Штейн несколько упростил механику Кристофори, сведя до минимума количество деталей.

Это произошло в Австрии, и такая механика получила название «венской». Однако уже в конце XYIII века с развитием фортепианного исполнительства мастера были вынуждены вернуться к более сложному варианту механики.

Новая механика была применена на английских фортепианных фабриках и получила название «английской». Именно английский механизм используется до нашего времени.

Арфа клавишная - прототипом послужили арфа и клавесин. При нажатии на клавишу струна защипывается кожаным плектром. 73 струны. Правая педаль управляет демпферами, левая дает флажолеты. Арфа клавишная изобретена немецким мастером И.Дитцем в 1814 г.

Арфа клавишная
И.Хр. Дитц. Париж. 1814

Фортепиано «Жираф» - вертикальное фортепиано, это струнный, клавишный и ударный инструмент. Название получил своей похожестью на животное, струнная механика как бы «поставлена» на клавиатуру. Подобной конструкции вертикальные клавесины были уже в XYв. Изобретен в 1804 г. в Вене и просуществовал до 1830-х гг. Это переходный инструмент - от крыловидной формы клавесина-рояля к более компактному современному пианино.

Фортепиано вертикальное «Жираф»
Мастер неизвестен
Западная Европа, 1-ая треть XIXв.

Механические музыкальные инструменты:
СПИНЕТ-БЮРО

Выполнен неизвестным мастером XYIIв. в Германии. Такие инструменты украшали интерьеры аристократических домов. Подобные инструменты встречаются чрезвычайно редко, в Вене, в коллекции музыкальных инструментов сохранился спинет 2-ой половины XYIв. Сочетает в себе бюро, механический инструмент и спинет.

Корпус черного дерева снабжен выдвижными ящиками, богато украшен перламутром, черепахой и слоновой костью. В центре - ниша бального зала с паркетом, зеркалами, колоннами, с фигурками танцоров. В нижней части находится клавиатура спинета. Механический инструмент располагается внутри корпуса спинета. Под декой находится валик со штифтами, на котором записано 6 пьес. Валик вручную вращается, во время одного оборота проигрывается одна пьеса. Чередование пьес происходит передвижением валика вдоль оси рукояткой. Валик вращается, приводятся в движение рычаги, соединенные с белыми клавишами спинета и фигурки танцоров начинают двигаться.

Представленные в Белой гостиной экспонаты дают возможность проследить основные этапы развития клавишных инструментов от спинета, клавесина до рояля современной конструкции.

Вторая практическая часть занятия - репетиция «оркестра».

Вспомнили названия музыкальных инструментов и способы действия с ними - звуки маракаса (музыкальной тыквы) можно извлечь путем потрясывания, по очереди ударяя деревянной палочкой по колокольчикам (агогу, agogo) - услышишь звонкий металлический звук. Настоящим украшением оркестра является маримба с ее африканскими ритмами. Ударяют по деревянным брускам колотушками. Другие самозвучащие инструменты - погремушки, балансирный барабанчик.

Сначала репетировал детский оркестр шумовых инструментов.

Потом свое мастерство продемонстрировали родители.

Назад

Программа встречи

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой