"Где родился, там и пригодился". - Этнографический музей - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Этнографический музей
"Где родился, там и пригодился"

Экспозиция «Русские»

На втором занятии - 12 ноября - мы продолжили знакомство с самобытностью русского народа, самого многочисленного восточнославянского народа на территории бывшей Российской империи.

Галерея фотографий русских людей разных возрастов и социальных групп из различных губерний, снятых в бытовой обстановке, вводит в атмосферу жизни провинциальной России на рубеже XIX - XX веков.

Экспозиция по этнографии русских развернута в четырех залах. С двумя залами - «Крестьянский труд», «Ремесла и ремесленники» мы познакомились в прошлый раз.

С интересом слушали рассказ о хозяйственной деятельности русских крестьян - земледелии и скотоводстве, рыбной ловли и разведении пчел, обработке льна.

Обрабатывали землю деревянной сохой и бороной, сеяли вручную из лукошка.

Пахали и сеяли в основном мужчины, а уборка зерновых практически полностью была женской работой. Выезжали в поле даже с грудными младенцами, за которыми присматривали старшие дети.

Все этапы земледельческих работ сопровождались магическими и церковными поверьями и обрядами, песнями и приговорами, призванными повлиять на плодородие земли. Женщины надевали специальные рубахи.

В зале размещены транспортные средства и упряжь: плоскодонная лодка-долбленка, сани-розвальни, украшенные резьбой и узором из кованого железа, хомут, расписная дуга и другие принадлежности дорожного быта.

В зале, посвященном русским традиционным ремеслам, центральное место отведено деревообработке.

Из-за обилия леса Россию называли лесной страной. Из дерева строили дома, мастерили всевозможные орудия труда, мебель, сундуки, транспортные средства, игрушки, музыкальные инструменты. Из лыка и бересты плели лапти, берестой для прочности обматывали глиняную посуду, давшую трещину. На центральном подиуме показана деревянная, глиняная и металлическая утварь различной формы и назначения.

В России издавна широко использовали окрашенные и узорные набивные ткани.

Красили ткани вручную. Крашением занимались сельские кустари-красильщики в специальных мастерских. Одним сплошным цветом домотканину окрашивали в чанах с краской. Для получения цветного узора пользовались разными способами.

Узор на холстах покрывали воском. А затем холсты с узорами, покрытыми воском («вапой»), опускали в те же чаны с краской. После снятия воска места на холсте оставались неокрашенными. Так появлялся узор. Такой способ нанесения рисунка назывался «ваплением».

Чаще декорировали ткань при помощи набойных досок с рельефным узором. На холст накладывали покрытую краской доску и ударяли по ней деревянным молотком (отсюда - «набойка»). Для получения многоцветной набойки число досок должно было соответствовать количеству цветов.

Следующий зал экспозиции посвящен русской избе - миру русской народной архитектуры и домашнего быта.

В русской деревянной архитектуре издавна использовалась резьба по дереву. Ею украшали лицевую сторону избы - карнизы, причелины, подзоры, наличники и ставни окон, балконы, крылечки. Архитектурная резьба придавала неповторимое своеобразие русской деревне в северных и приволжских районах России. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему дому. В музее хранятся прекрасные образцы этого творчества, созданные нашими предками с помощью простейших инструментов.

Выразительны и пластичны были древние образы домовой резьбы: львы и птицы-сирины, часто с человеческими лицами, русалки-сирены, виноградные побеги и гроздья, розетки. Конек крыши завершался «охлупнем» - объемной фигурой коня или птицы, которая с древних времен имела сакральное назначение охранника домашнего очага. Украшали не только жилые помещения, но и часовни, амбары, ворота, калитки.

Рассмотрели интерьер северного крестьянского дома с красным углом.

Узнали, что предметы домашнего обихода размещались в строго определенные места, освященные традицией.

В центре зала можно было увидеть разнообразную крестьянскую утварь: медные самовары и сбитенники, деревянные ковши-скобкари, солонки, медные ендовы для пива и медовухи, светцы разнообразной формы. Многие из этих предметов служили непременными атрибутами семейных обрядов.

В последнем зале экспозиции услышали увлекательный рассказ о традиционных обрядах, праздниках и развлечениях русского народа.

25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Начинался он в ночь с 24 на 25 декабря и продолжался две недели, до самого Крещения (6 января).

На Святки - колядовали. Ряженые веселой гурьбою ходили по улицам от дома к дому с поздравлениями и песнями.

Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки - песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги.

Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Но в основе своей это был праздник молодежи - святочные игры ряженых, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

Другим любимым праздником русского народа является «Широкая Масленица».

Этот веселый и шумный праздник, где полагалось «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду» знаменовал приближение весны и начало нового хозяйственного года. Масленичная неделя завершалась символическими проводами зимы.

Программа встречи

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой