Меню сайта |
|
|
|
Поиск по событиям |
|
|
|
|
» События
» Музейная педагогика » Этнографический музей
"Где родился, там и пригодился".
Экспозиция «Русские»
|
В центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположен один из крупнейших в России и мире этнографических музеев - Российский этнографический музей. Это уникальный музей страны, на экспозициях и в фондах которого представлены памятники традиционно-бытовой культуры более 150 народов России и ближнего зарубежья.
|
Дети Центра «Анима» второй год занимаются по программе «Где родился, там и пригодился» под руководством Лидии Константиновны Зязевой.
Первое занятие состоялось 08 октября. Оно включало в себя экскурсию по экспозиции «Русские» и практическую работу в Школе ремесел - конструирование фольклорных кукол из лыка, соломы и других природных материалов.
Российский этнографический музей был основан в 1902 году императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца. В апреле 1934 года он получил самостоятельность, став Государственным музеем этнографии.
Само здание, в котором разместился этот уникальный музей, является памятником архитектуры начала XX века. Оно было построено по проекту архитектора В.Ф. Свиньина специально для этнографического отдела Русского музея.
Из интерьеров интересен Мраморный Зал с горельефами, изображающими народы Российской Империи. Этот зал был задуман как пантеон в память трагически погибшего императора Александра III, который являлся большим поклонником отечественной культуры.
Каждая колонна выточена из монолитного мраморного блока, стены, пол и ступени зала искусно выложены плитами розового Олонецкого мрамора, а потолок и плафон облицованы хрустальными плитами с геральдическим орнаментом.
Экспозиции этнографического музея разместились в 24 залах. Коллекции включают подлинные предметы быта, произведения народного искусства, картины, фотографии и материалы этнографических экспедиций. Богатые коллекции представляют полную картину жизни и быта народов, населяющих территорию нашей страны.
|
|
Собрание предметов культуры русского народа является одним из интереснейших этнографических собраний музея. Оно включает в себя около ста тысяч вещевых памятников и документальных фотографий, с достаточной полнотой и всесторонне отражающих традиционный мир русских - самого большого по численности народа страны.
|
Лидия Константиновна познакомила с экспонатами по традиционным занятиям и ремеслам русского народа: орудиями труда, инструментами, различного рода приспособлениями для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, пчеловодства.
|
|
|
Большая часть экспозиции представлена стародавними, старинными предметами крестьянского быта: женские и мужские костюмы, утварь для напитков и подачи еды на стол; вещи, использовавшиеся для убранства дома. Многие из этих памятников декорированы вышивкой, тканым орнаментом, резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, эмалью. Особенно интересно собрание резных и
расписных прялок, насчитывающее около 900 предметов. В музее есть
утварь, изготовленная из разных материалов: дерева, металла, глины, кости.
|
Выращивание и обработка льна существовали с древнейших времен. Был накоплен огромный комплекс знаний, навыков и умений, составивший значительный пласт традиционной народной культуры.
Бытовало как пашенное, так и подсечное льноводство. Полевые земли давали тонкий и мягкий лен, на подсеках получали длинное, но крупное и жесткое волокно. Выбор того или другого способа зависел от качества и количества крестьянского земельного надела. На пашнях в первую очередь сеяли хлеб, и лишь при достатке земли - лен. Подсеки («нивы») закладывались в тщательно выбранных участках леса. Предпочтение отдавалось
местам с лиственными лесами, лучше всего - поросшие березой.
При севе семена льна насыпали в мешочек, висящий на лямке через плечо, или в корзину, подвешенную на груди. Лен рассевали перед собой широким взмахом руки. Семена заделывались в почву бороною. При незначительных размерах посевов семена прикрывались землей ручными граблями. Пахоту и сев обычно производили мужчины. Женские работы, связанные с выращиванием и обработкой льна, начинались с прополки. Пололи лен, когда ростки поднимались
на 10 - 15 см, в жаркую июньскую пору. От комаров старались защититься плотной одеждой.
Приступали к уборке после небольшого дождя, когда земля не слишком плотна и не слишком размягчена. Убирали лен, вытаскивая его из земли с корнями – «рвали».
Собранный лен раскладывали на скошенном лугу для просушки.
Следующая операция заключалась в отделении семенных коробочек от стеблей. Их отделяли, обрубая верхушки топором или срезая косой. Позже создали особое приспособление - «гребень».
Семенные коробочки просушивали. Семя сохло долго, поэтому во время просушки на нем и спали. После сушки коробочки обмолачивали на гумне цепами, однако предпочтение отдавалось валькам - небольшим деревянным лопаткам, вырезанными из корневой части ствола молодого деревца. Обмолоченное семя вытряхивали на сквозняке. Семя ложилось у ног, шелуха отлетала дальше. Очищенное семя складывали в лари, где оно хранилось до следующего
посева, реже - до изготовления масла.
|
Освобожденные от семян стебли связывали в снопы, перевязывая специально заготовленными жгутами из ржаной соломы. На этом процесс уборки льна завершался и начиналась обработка льна на волокно.
Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.
Обработка льна влагой производилась для облегчения отделения волокон от древесинных частей стебля. Предпочтение отдавалось мочению льна в естественных водоемах - озерах и речках. Лен, вымоченный в озерах, всегда приобретал белый цвет. Длительность мочения зависела от погодных условий, а также качества льна и продолжалась от 4 - 7 дней до 3 - 4 недель. Затем на ветру и под солнцем лен сох и отбеливался. Хорошо высушенный
лен у льноводов России назывался «льняной трестой». Чтобы отделить древесину от волокон, льняную тресту мяли мялками разного вида и назначения. Лен начинали мять, как только он достигал готовности, стараясь выполнить всю работу за день, с первых петухов до вечера, пока лен еще теплый и не впитал влагу.
Сразу же после мятья лен трепали. Трепанье выполняли с помощью «трепала» - легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы.
Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали
другой конец горсти. Затем пучок льна
выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара.
Трепаный лен сортировали по цвету и качеству. После трепанья лен чесали. Лен чесали на деревянном гребне при помощи маленькой гребенки, а затем прочесывали волокно щеткой из грубой щетины. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам. То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, называлось уважительным словом «лен». На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался.
Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани.
|
|
|