Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Государственный Эрмитаж
"Наш Эрмитаж"

Программа "Наш Эрмитаж"

Занятие второе

Завершали второе занятие мы в главном зале Зимнего дворца - Большом Тронном зале.

Георгиевский (Большой тронный) зал создан в 80-е годы XYIII века в эпоху Екатерины Великой.

Императрица Екатерина II велела архитектору Джакомо Кваренги построить галерею и облицевать его «цветным камнем».

Разноцветье полудрагоценных камней придало галерее неповторимый вид. На хорах между окнами Д.Кваренги поместил медальоны с барельефами работы М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева, Ф.И.Шубина, И.П.Мартоса. Над каждой колонной поднялись светильники в виде ваз со свечами, в четырех нишах встали мраморные итальянские статуи.

По мере приобретения залом окончательных очертаний становилось ясным, что он должен стать главным - Тронным залом дворца. Поэтому у торцовой стены против входа на возвышении поставили трон, по сторонам трона в нишах - аллегорические фигуры - «Веры» и «Закона», а над троном находились барельефы - легкие аллегорические фигуры, изображавшие крылатых гениев, держали щиты с вензелями Екатерины II. Тронный зал трактовался как храм «Российския Минервы», царство Закона и Веры, служивших залогом процветания России.

26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца – покровителя русского государства и армии - освящен, отсюда возникло второе название зала – Георгиевский.

После смерти Екатерины II Павел I стал уничтожать все интерьеры, связанные с обожествлением и прославлением правления Екатерины, распорядился переделать и этот зал. Вензеля императрицы заменили барельефами с изображением Георгия Победоносца.

К сожалению, зал Кваренги погиб в пожаре 1837 года, цветная мраморная отделка превратилась в известь, и для возобновления зала был выписан из Италии каррарский мрамор - белый с едва заметными темными прожилками.

Восстанавливая зал после пожара, В.П.Стасов сохранил его планировку, но изменил конструкцию перекрытий и цветовое решение декора. По проекту архитектора главный зал должен был стать строгим и одновременно величаво торжественным. Поэтому В.П.Стасов отказался от многоцветья предыдущего оформления и использовал только два цвета - белый и золотой. Белый цвет ассоциируется у нас с белым снегом, а золотой - с солнцем.

Огромный зал, украшенный сдвоенными белоснежными мраморными колоннами и пилястрами, производит ошеломляющее впечатление. Белый цвет, блеск и тяжесть золоченой бронзы придают необыкновенную торжественность Тронному залу, создают ощущение и великолепия.

Украшают зал:

•  48 монолитных колонн, высотою 6 метров и окружностью 1,8 метра

•  исполненные по рисунку Стасова бронзовые литые орнаменты. Из литой, прочеканенной, а затем позолоченной «через огонь» бронзы сделано свыше 18 тысяч деталей. Потоки золоченого орнамента охватывают простенки, окна и двери, взбегают на рамы высоких зеркал, как бы стремясь разбить впечатление плоскости и преграды, создать ощущение неограниченного пространства

•  шесть великолепных золоченых люстр.

Все это делает зал строгим, величественным, изысканным и грандиозным. Основная тема оформления парадной резиденции российских императоров - величие и мощь империи, Российского государства – нашла свое наивысшее выражение в художественном решении Большого Тронного зала.

До наших дней дошли главные элементы, хранившиеся в Эрмитаже, - Российский Государственный Герб в виде двуглавого орла и трон императрицы Марии Федоровны. Он выполнен по образцу серебряного трона Анны Иоанновны, созданного в 1731 году английским мастером Н. Клаузеном.

Место для царского трона устроено на противоположном от входа конце Георгиевского зала.

Главный трон Российской империи стоит на возвышении, к нему ведут ступени. Ступенчатый подиум внушительных размеров.

Из белоснежных страусовых перьев сделаны два роскошных высоких султана, «оживающих» при малейшем колебании воздуха. Золотой трон, с большим императорским гербом, серебряное шитье на красном бархатном фоне. Натуральный бархат алого цвета на фоне каррарского мрамора выглядит особенно торжественно. Наверху - большая позолоченная корона. Над троном устроен балдахин; выше балдахина, на стене, помещен барельеф, изображающий Георгия Победоносца.

Барельеф мраморный, вмонтирован в стену над тронным местом.

Барельеф выполнил итальянский скульптор Франческо дель Неро по рисунку В.П.Стасова.

Барельеф не мелкий и не крупный, его размер его согласуется с пространством зала.

На барельефе изображен «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона».

- Кто такой Георгий Победоносец? Что вы знаете о нем?

Георгий Победоносец жил в Риме в III веке. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Святой Георгий родился и вырос в христианской семье. Его отец был замучен за исповедание Христа. Георгий поступил на военную службу. Среди прочих воинов выделялся своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Прославился своей храбростью и стал римским военачальником. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Во время гонений на христиан, предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и объявил себя христианином. Диоклетиан пытался убедить мученика не губить своей молодости и чести, но, ничего не добившись, приказал воинам колоть его копьями. Но как только копье касалось тела святого, железное острие размягчалось и сгибалось. Воины отвели святого в темницу, положили на грудь большой камень и привязали к колесу, которое стали крутить, срезая со святого тело. Но на Георгия снизошел Господь в виде юноши и исцелил его раны. Убедившись в своем бессилии, Диоклетиан приказал отрубить святому голову.

Многие свидетели мучений Георгия, в том числе царица Александра, супруга Диоклетиана, обратились ко Христу. Находясь в темнице, великомученик завещал перенести свое тело после смерти в Палестину, и слуга похоронил его в римском городе Рамле.

При царе Константине в Лиде был построен храм во имя мученика, и его мощи были туда перенесены. Когда мусульмане захватили Палестину, церковь пришла в запустение.

В честь освящения этого храма на Руси было построено много монастырей и церквей.

В Бейруте, неподалеку от Лиды, свершилось великое чудо. В озере поселился огромный змей, который убивал и похищал людей. Каждый день жители города отдавали змею одного из своих детей. Когда змею привели на съедение царскую дочь, появился Георгий Победоносец на белом коне, вышел из озера и ударил змея копьем в гортань, а конь стал топтать его копытами. Георгий приказал царской дочери связать змея поясом и вести в город. Там он убил чудовище мечом, а жители сожгли его за городом. Затем они крестились и построили большой храм во имя Пресвятой Богородицы и Святого Великомученика Георгия.

Когда храм освящали, в алтаре вдруг появился источник живой воды, исцеляющей любую болезнь.

Георгий, великомученик и победоносец - один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман.

С давних же пор святой Георгий сделался «народным», и имя его переделывалось: Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Гёрги у болгар, Джерджис у арабов…

Праздник его пользуется высоким уважением во всех славянских землях и сопровождается множеством обрядов, в которых Георгий является покровителем земледелия и скотоводства; о том же свидетельствуют легенды, загадки, заговоры, приметы.

- Где можно встретить изображение Георгия Победоносца? - на гербе, иконах, картинах, скульптуре… а еще на монетках - копейках. С изображением Георгия Победоносца есть и золотые монеты.

В дореволюционные годы в глубине Георгиевского зала стояло кресло Петра I.

В 1948 году на том месте, где в прошлом стоял трон, была помещена набранная из камней-самоцветов карта Советского Союза.

В ее мозаичном наборе насчитывается 45 тысяч кусочков русских самоцветов - яшмы, лазурита, орлеца, порфира, изумрудов, опалов, рубинов, аквамаринов, горного хрусталя. Живописно и вместе с тем очень точно на поверхности карты, площадью двадцать семь квадратных метров, передан рельеф местности: зелень долин, белоснежные вершины гор, синева морей и океанов, коричневые контуры горных кряжей. Переливаются и горят бриллианты серпа и молота на рубиновой звезде, отмечающей на карте столицу Советского Союза - Москву. Слово «Ленинград» набрано из кусочков александрита.

Создатели карты - ленинградские и свердловские мастера - выступили достойными преемниками Русских умельцев-камнерезов. Карта дважды экспонировалась на всемирных выставках: в Париже - в 1937 г., где была удостоена Большого приза, и в 1939 г. - в Нью-Йорке.

В 1984 году карту передали в Научно-исследовательский геолого-разведочный музей им. Академика Н.Ф.Чернышова Петербургского горного института, где она и находится поныне.

- Посмотрите на потолок.

Потолок украшен позолоченными выбитыми на меди орнаментами. В орнаменте - герб Российской империи - двуглавый орел.

- Посмотрите на пол.

Золоченый орнамент потолка повторяется в узоре пола, набранного из шестнадцати ценных пород дерева.

- Есть ли отличие в узорах потолка и пола? - В узоре на паркете нет двуглавого орла, нет герба.

Для освещения зала по проекту В.П.Стасова был изготовлен комплект люстр.

В 1841 году Георгиевский зал был освещен 34 люстрами.

Шесть самых больших повесили по оси зала, пять средних - по его периметру, 23 маленькие люстры поместили в пролетах колонн.

29 марта 1841 года зал осветили, и Николай I стал устраивать в нем торжественные приемы. Но уже 9 августа в зале обрушилось перекрытие. Разбившиеся при падении люстры заменили новыми. Восстановленный Георгиевский зал стали освещать 6 больших люстр и 24 малых.

Георгиевский (Большой Тронный) зал почти сто тридцать лет был центром политической жизни России. Здесь торжественно оглашались важнейшие государственные указы, проходили официальные церемонии и дипломатические приемы.

Здесь никогда не было мебели, даже императоры во время церемоний стояли.

Этот зал служил местом для торжественных аудиенций, принесения присяги членами императорский семьи по достижении совершеннолетия, для заседаний Георгиевской кавалерской думы. Самым торжественным был прием по случаю празднества в честь георгиевских кавалеров. Орденский праздник ежегодно проходил 26 ноября. Для парадных обедов в углу зала была устроена подъемная машина, с помощью которой подавались кушанья и посуда из нижнего этажа, где располагалась главная кухня. Для торжественных обедов использовался знаменитый «Георгиевский сервиз», заказанный Екатериной и исполненный на заводе Гарднера в 1777-1778, украшенный изображениями орденских знаков и георгиевской ленты. В последний раз георгиевские кавалеры отметили свой орденский праздник 26 ноября 1916 года.

В этом же зале в 1906 г. Николай П произнес тронную речь к членам 1-ой Государственной думы.

Использованы материалы сайта Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/

Назад

Программа встречи

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой