Меню сайта |
|
|
|
Поиск по событиям |
|
|
|
|
» События
» Музейная педагогика » Государственный Эрмитаж
"Наш Эрмитаж"
Программа "Наш Эрмитаж"
Занятие второе
Следующим был - Пикетный зал.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства, его не видело целое поколение.
|
Пикетный (или Новый) зал завершающий Большую анфиладу, появился на месте лестничной клетки и двух небольших комнат. Это был единственный случай в Зимнем Дворце, восстанавливаемом после пожара 1837 г., когда архитектор не был связан прежней композицией и оформлением. Пикетный зал был создан архитектором Владимиром Стасовым для развода внутреннего караула – пикета, отсюда и название зала.
|
Караул несла рота дворцовых гренадер, сформированная в 1827 г. из нижних чинов гвардейских частей, отличившихся в Отечественной войне 1812 г. и кампаниях 1813-1814 гг. Рота несла полицейскую службу в Зимнем дворце, принимала участие во всех торжественных мероприятиях и парадах. Полицейская служба состояла в постоянном надзоре за деятельностью дворцовой обслуги, выставлении караулов у покоев царствующей фамилии.
Зал посвящен истории российской армии.
Пикетный зал стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале.
Мы увидели великолепный интерьер, стены, облицованные искусственным мрамор,живописную отделку потолка.
В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала - рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.
Восстановлен художественный паркет из редких пород дерева - самшита, амаранта, розы, черного и красного дерева, ореха, сандала. Обрела былую красоту бронзовая позолоченная люстра.
|
Познакомились с выставкой. В одной из витрин были представлены настольные украшения - «маленькие охотники», лань, олень, лев… - разные сцены охоты. Охота - очень характерная деталь русского дворянского быта XIX века. Ей посвящены многие страницы произведений русской литературы - описания охоты в романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, - картины русских художников. Охота в России всегда была
основным развлечением, забавой дворян и помещиков, проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак.
|
Охота.
Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А.С.Пушкин
|
Статуэтки из серебра, позолоченные. Пластика малых форм.
Серебро - драгоценный металл белого цвета. Благодаря своим уникальным природным качествам серебро занимает особое место в культурном наследии разных народов. С серебром человек знаком очень давно. В древних пирамидах археологи находили несметные сокровища, среди которых было множество великолепных изделий из серебра.
Особая ценность серебра в те далекие времена обуславливалась тем, что добывать его было гораздо труднее, чем золото.
Поэтому в известные периоды древнего Египта оно стоило дороже драгоценных камней и золота. Если солнце у древних ассоциировалось с золотом, которое считали священным металлом в Египте, то серебро было символом луны и считалось священным в древних Ассирии и Вавилоне. Знатные женщины древнего мира предпочитали серебряные украшения золотым. Древние серебро называли «белым золотом» за его красоту и качества наделяли
этот драгоценный металл чудодейственными качествами. Благородный металл пластичен и долговечен.
|
Создавали художественные изделия из серебра и золота великие мастера. Особого расцвета литье достигло в эпоху Возрождения (XIV XVI вв.) во многих странах Европы, в том числе и в России. Горячий залив: серебро - металл, его расплавляли, а потом заливали в формы. - «Красота, рожденная в огне». Другой вид художественной обработки металла в холодном состоянии - чеканка.
Интересные экспонаты были представлены и во второй витрине: настольное украшение «Боги Олимпа», фигурки богинь - Афина, Гера, Афродита, бога Зевса. Среди представленных экспонатов, безусловно, интересных и оригинальных, привлекают внимание Кубки нюрнбергских мастеров - небольшая часть обширной коллекции немецкого серебра. Это художественные изделия из серебра, приобретавшиеся или заказывавшиеся в Германии
со времен Петра I и даже его отца, царя Алексея Михайловича, для царской семьи и императорского двора.
Нюрнберг - город, стоявший на пересечении важнейших торговых путей, был центром немецкого ювелирного искусства. Среди широкого разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в Эпоху Возрождения (XVI-XVII веках), особого внимания заслуживают питьевые сосуды - фигурные кубки для вина. Немецкие мастера не имеют себе равных в их создании, их изделия призваны были удивить и поразить зрителя своей необычностью,
восхитить технической виртуозностью. Кубок-лошадь, кубок-лев, кубок-сова, кубок - кораблик - все они кубки-забавы.
|
Кубок в виде женской фигуры, одетой в платье, был выполнен мастером Вольфом Эйшпингером в 1580-е годы.
Кубок шуточный, перевертывающийся - юбка служит кубком.
Свадебный кубок, был широко распространен в последней четверти XVI столетия. Кавалеру и даме надо было выпить вино из кубков, не расплескав его. Кавалер пил из большой чаши, дама - из маленькой.
Юбка и чаша над головой украшены орнаментом в виде цветов и плодов граната.
На голове женской фигуры укреплены дужки с завитками и гермами, поддерживающие вторую, меньшую, чашу на шарнирах. В правой руке женщины - букет, в левой - перчатки.
Удивительно изящный, пропорциональный и строгий по форме кубок.
|
Изумляет виртуозная чеканка. С большим умением мастер имитирует чеканкой фактуру различных материалов: тонкого кружева, бархата, золотых украшений.
|
Посмотрев выставку, прошли в Александровский зал.
Зал посвящен памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года.
|
|
|
|
В зале Ирина Сергеевна сразу же обратила внимание на большой медальон с аллегорическим портретом Александра I - в образе древнеславянского божества Родомысла.
Российский император с 1801. Александр I - старший сын Павла I. Был военным человеком, вел успешные войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809).
Вторжение наполеоновских армий в Россию (о котором он узнал, находясь в Вильно) было воспринято Александром не только как величайшая угроза России, но и как личное оскорбление, а сам Наполеон стал отныне для него смертельным личным врагом.
Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра, он стал одним из могущественнейших правителей Европы.
|
Александровский зал Зимнего дворца создан после пожара 1837 года А.П. Брюлловым.
Нежный голубой - цвет неба, желтые люстры - солнце.
Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого.
|
В Александровском зале устраиваются временные выставки. Нам посчастливилось увидеть выставку «Придворный художник Лауренс Туксен». Представлены портреты российской императорской семьи: Александра III и его сына Николая II, последнего монарха России.
Датский художник Лауренс Туксен почти 40 лет был придворным художником. На выставке представлено 16 картин художника из разных музеев - Эрмитажа, Павловска, Государственного музея искусств Копенгагена.
|
Сама выставка приурочена к церемонии захоронения дочери короля Дании Кристиана IX принцессы Дагмар, после принятия православного крещения - Марии Федоровны, жены Александра III, императрицы Государства Российского.
Задержались у парадного, придворного портрета - «Портрет императора Александра III, императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича» 1884 года. На картине мы видим Марию Федоровну, преданной женой и любящей матерью. Осанка и взгляд без атрибутов власти убеждают, что изображены венценосные особы.
|
Осталось подойти к окну и узнать, что видно из окна Александровского зала?
|
Из окна мы видим Дворцовую площадь - главную площадь нашего города, в центре - Александровскую колонну (арх. Огюст Монферран) - памятник Отечественной войны 1812 года. Напротив дугообразное здание Главного штаба (арх. К.И. Росси) с Триумфальной аркой, венчает арку скульптурная группа «Колесница Славы». С восточной стороны Дворцовой площади расположено большое здание штаба Гвардейского корпуса (арх. А.П. Брюллов).
Различные по стилям здания великолепно организуют пространство.
Использованы материалы сайта Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/
|
|
|