Эрмитаж. Античное искусство - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Музей кукол
Эрмитаж. Античное искусство

Зал Геракла

Эрот, натягивающий лук.

Римская скульптура II в.

по греческому оригиналу IV в. до н.э.

скульптора Лисиппа, мрамор

Подарена Папой Пием IX в 1851 г.

А это кто у нас здесь? - с крыльями, а еще лук и стрелы у него - это Амур, Эрот - бог любви.

- Он стрелу куда посылает?

- В сердце.

- И что вызывает у человека?

- Любовь.

- А у него разные были стрелы. Одни стрелы вызывали любовь, а другие - ненависть.

История любви Аполлона и Дафны

Вот однажды сидит Эрот, а мимо него идет Аполлон. У Аполлона тоже были стрелы. Эрот был еще маленький, и стал Аполлон над ним смеяться, говорит: «Ты такой маленький, зачем тебе стрелы...». Бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными.

Рассердился на него Эрот и в отместку пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны.

Однажды Аполлон встретил Дафну и тут же горячо полюбил ее, но прекрасная нимфа, как только увидела златокудрого бога, бросилась от него прочь.

- Что же ты бежишь от меня, нимфа? - кричал он, пытаясь ее догнать. - Не разбойник я! Не дикий пастух! Я - Аполлон, сын Зевса! Остановись!

Дафна продолжала бежать что было сил.

Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную, и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи.

Ее отец, речное божество Пеней, и жена Зевса богиня Гея услышали ее мольбы: Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю по лодыжки, кора покрыла тело нимфы, руки вытягиваются в ветви, а волосы стали пышной листвой, боги превратили Дафну в лавровое дерево. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.

Геракл, настоящее имя Алкид. Прозвище "Геракл" ему дано Дельфийским оракулом и означает "прославленный из-за гонений Геры".

Отцом Геракла был Зевс, матерью - Алкмена из рода Персея. Геракл родился в Фивах.

Когда Алкмена должна была родить, Зевс объявил, что родившийся в этот день герой станет владыкой потомков Персея и всех земных народов.

Ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение внука Персея Еврисфея, что обрекало Геракла повиноваться Еврисфею.

Гера послала к малютке Гераклу двух огромных змей, чтобы умертвить ребенка, но Геракл задушил их.

Геракл в соответствии с судьбоносным предсказанием был вынужден пойти на службу к Еврисфею и совершил по его приказанию 12 подвигов:

Подвиг 1. Задушил Немейкого льва.

Подвиг 2. Умертвил Лернейскую гидру.

Подвиг 3. Поймал Керинейскую лань.

Подвиг 4. Поймал живым Эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию.

Подвиг 5. Истребил Стимфальских птиц.

Подвиг 6. Очистил конюшни Авгия.

Подвиг 7. Осилил критского быка, изрыгавшего пламя.

Подвиг 8. Одолел царя Диомеда, бросавшего чужеземцев на съедение своим коням-людоедам.

Подвиг 9. Добыл пояс царицы амазонок Ипполиты для Адметы, дочери Еврисфея.

Подвиг 10. Похитил пасшихся на острове Эрития коров Гериона.

Подвиг 11. Добыл золотые яблоки Гесперид.

Подвиг 12. Одолел стража Аида - чудовищного пса Кербера.

Немейский лев (первый подвиг)

С того дня, как царевич Эврисфей появился на свет, он был окружен заботой и лаской. Правда ни ума, ни силы, ни храбрости природа ему не дала, но властью одарила не малой. Когда умер Сфенел, еще молодой Эврисфей унаследовал власть отца и стал царем всей Арголиды.

Окруженный толпой придворных, Эврисфей надменно принял Геракла. "Клятвою Зевса,- сказал он,- мне вручена власть над всей Арголидой и, прежде всего, над всеми потомками Персея, среди которых я по происхождению старший. Каждый служит мне, чем может. Тебе боги дали силу, ты будешь служить мне силой.

В нашей земле есть славный храм Зевса в Немее. Но в последнее время паломники уже не посещают его с прежним усердием. Их пугает чудовищный лев, избравший себе местопребыванием немейскую рощу. Повелеваю тебе очистить от этого непрошеного гостя землю Немеи. Как изведешь ты это чудовище - твое дело. Но знай, что меч и копье тебе вряд ли помогут, ибо лев этот, порожденный Тифоном и Ехидной, слывет неуязвимым". Молча выслушал Геракл царя Эврисфея, только головой кивнул в знак согласия.

В тот же день, оставив Иолая в Микенах, Геракл пошел в Немею, чтобы свершить свой первый подвиг - убить Немейского льва.

Тишиной и запустением встретила Геракла земля Немеи: на полях росли одни сорняки, виноградники засохли. Так велик был страх перед чудовищным львом, что жители города боялись покидать свои жилища. Попробовал было Геракл узнать дорогу к логовищу льва, но слышал только один ответ: "Лев сам найдет тебя, как только ты войдешь в лес". Не верили люди, что смертный, каким бы могучим героем он ни был, сможет победить ужасного зверя.

Долго искал Геракл по лесистым склонам и глухим ущельям логово льва. Только к вечеру, услышав грозное рычание, исходившее из мрачной пещеры, понял Геракл: час поединка с чудовищем настал.

Медленно, злобно поводя глазами и с силой хлеща себя хвостом по бокам, из пещеры вышел огромных размеров лев. Тот час же три стрелы Геракла пропели в воздухе и отскочили от твердой, как бронзовый панцирь, шкуры чудовища. Лев присел, готовясь к смертельному прыжку, но сын Зевса успел опередить его: как молния мелькнула тяжелая дубинка Геракла и ее сокрушительный удар пришелся прямо в голову зверя. Лев упал, но тут же поднялся и бросился на грудь Геракла. Сомкнулись могучие руки Геракла на косматой львиной шее, сжали, и отпустили только тогда, когда лев уже был мертв.

Туша льва была так велика, что Геракл не захотел нести ее в Микены. Он содрал со льва шкуру вместе с головой, сбросил с плеч старую шкуру киферонского льва, которую он носил с ранней молодости, и надел новую - неуязвимую для копий и стрел шкуру льва Немейского.

С криком разбегались люди при виде Геракла с оскаленной львиной пастью на голове, а царь Эврисфей, забившись дальний угол тронного зала, кричал: "Уходи! Уходи! И впредь не смей приближаться к моему дворцу! Мои приказания тебе будет передавать глашатай!"

Яблоки Гесперид (одиннадцатый подвиг)

Давным-давно, когда на светлом Олимпе боги справляли свадьбу Зевса и Геры, Гея-Земля подарила невесте волшебное дерево, на котором росли золотые яблоки. Эти яблоки обладали свойством возвращать молодость. Но никто из людей не знал, где находится сад, в котором растет чудесная яблоня. Ходили слухи, что сад этот принадлежит нимфам-Гесперидам и находится он на самом краю земли, где титан Атлант держит на своих плечах небосвод, а яблоню с золотыми плодами молодости охраняет исполинский стоглавый змей Ладон, порожденный морским божеством Форкием и титанидой Кето.

Пока Геракл скитался по земле, исполняя приказы царя, Эврисфей с каждым днем становился все старее и немощней. Он уже начал бояться, что Геракл отнимет у него власть и сам станет царем. Вот и надумал Эврисфей отправить Геракла за золотыми яблоками в надежде, что из такой-то дали он уж не вернется - либо сгинет в пути, либо погибнет в схватке с Ладоном.

Как всегда, передал Эврисфей свой приказ через глашатая Копрея. Выслушал Геракл Копрея, молча накинул на плечи львиную шкуру, взял лук со стрелами да верную спутницу-дубинку и в который раз отправился в путь.

Снова прошел Геракл всю Элладу, всю Фракию, побывал в стране Гипербореев и пришел, наконец, к далекой реке Эридан. Нимфы, обитавшие на берегах этой реки, прониклись жалостью к герою-скитальцу и посоветовали ему обратиться к вещему морскому старцу Нерею, знавшему все на свете. "Если не мудрый старик Нерей, то никто не сможет указать тебе дорогу", — сказали нимфы Гераклу.

Пошел Геракл к морю, стал звать Нерея. Хлынули волны на берег, и на резвых дельфинах выплыли из глубин моря веселые нереиды, дочери морского старца, а за ними появился и сам Нерей с длинной седой бородой. "Что тебе надо от меня, смертный?" - спросил Нерей. "Укажи мне дорогу к саду Гесперид, где, по слухам, растет яблоня с золотыми плодами молодости",- попросил Геракл.

Так ответил герою Нерей: "Все мне ведомо, вижу я все, что скрыто от глаз людей - да не всем о том рассказываю. И тебе ничего не скажу. Ступай, смертный, своей дорогой". Рассердился Геракл, и со словами "скажешь, старик, когда я слегка прижму тебя" обхватил Нерея своими могучими руками.

В миг один превратился морской старец в большую рыбу и выскользнул из объятий Геракла. Наступил Геракл рыбе на хвост - зашипела она и обернулась змеей. Схватил Геракл змею - обратилась она огнем. Зачерпнул Геракл воды из моря, хотел залить огонь - огонь превратился в воду, и побежала вода к морю, в родную стихию.

Да не так-то просто уйти от сына Зевса! Вырыл Геракл в песке ямку и преградил он воде путь к морю. А вода поднялась вдруг столбом и стала деревом. Взмахнул Геракл мечом, хотел срубить дерево - превратилось дерево в белую птицу-чайку.

Что тут оставалось делать Гераклу? Поднял он свой лук и уже натянул тетиву. Вот тогда, испугавшись смертоносной стрелы, покорился Нерей.

Принял он свой первоначальный облик и сказал: "Силен ты, смертный, и смел выше человеческой меры. Все тайны мира можно открыть такому герою. Слушай меня и запоминай. Путь к саду, в котором растет яблоня с золотыми плодами, лежит через море в знойную Ливию. Дальше иди морским берегом к западу, пока не дойдешь до края земли. Там увидишь титана Атланта, который уже тысячу лет держит на плечах своих небесную твердь - так он наказан за бунт против Зевса. Сад нимф-Гесперид - рядом. В том саду то, что ты ищешь. А вот как сорвать тебе заветные яблоки - сам решай. Стоглавый змей Ладон и близко тебя не подпустит к яблоне Геры".

"Прими благодарность мою, вещий старец, - сказал Нерею Геракл, - но я хочу попросить тебя еще об одной услуге: перенеси меня на другой берег моря. Кружной путь до Ливии слишком долог, а через море - рукой подать".

Поскреб Нерей свою седую бороду и со вздохом подставил Гераклу спину.

В тот же день, в полуденный час, оказался Геракл в знойной Ливии. Долго брел он по сыпучим пескам под жгучими лучами солнца и встретил великана ростом с корабельную мачту.

"Стой! - закричал великан.- Что тебе нужно в моей пустыне?"

"Я иду на край света, ищу сад Гесперид, где растет дерево молодости",- ответил Геракл.

Преградил великан дорогу Гераклу. "Я здесь хозяин,- грозно сказал он.- Я Антей, сын Геи-Земли. Я никого не пропускаю через мои владения. Борись со мной. Победишь меня - пойдешь дальше, если нет - останешься". И великан показал на кучу черепов и костей, полузасыпанных песком.

Пришлось бороться Гераклу с сыном Земли. Разом напали Геракл и Антей друг на друга, сцепились руками. Антей был громаден, тяжел и крепок, как камень, но Геракл оказался - проворней: изловчившись, он поверг Антея на землю и прижал его к песку. Но словно удесятерились силы Антея, как пушинку он сбросил с себя Геракла и снова началась рукопашная схватка. Во второй раз опрокинул Геракл Антея, и снова сын Земли легко поднялся, словно от падения у него прибавилось сил… Удивился Геракл силе великана, но прежде чем в третий раз сойтись с ним в смертельном поединке понял: Антей - сын Земли, она, мать-Гея, дает своему сыну новые силы каждый раз, как он прикасается к ней.

Исход поединка был теперь предрешен. Геракл, крепко обхватив Антея, поднял его вверх над землей и так держал его до тех пор, пока то не задохнулся в его руках.

Теперь путь к саду Гесперид был свободен. Без помех дошел Геракл до края света, где небо соприкасается с землей. Здесь и увидел он титана Атланта подпирающего своими плечами небосвод.

"Кто ты и зачем пришел сюда?" — спросил Атлант Геракла.

"Мне нужны яблоки с дерева молодости, что растет в саду Гесперид" - ответил Геракл.

Рассмеялся Атлант: "Тебе не достать этих яблок. Их сторожит стоглавый дракон. Он не спит ни днем, ни ночью и никого не подпускает к дереву. Но я могу помочь тебе: ведь Геспериды - мои дочери. Ты только встань на мое место и подержи небо, а я пойду и принесу яблоки. Трех тебе хватит?"

Согласился Геракл, положил на землю свое оружие и львиную шкуру, встал рядом с титаном и подставил плечи под небесный свод. Атлант расправил усталую спину и отправился за золотыми яблоками.

Страшной тяжестью опустился хрустальный купол неба на плечи Геракла, но он стоял, как несокрушимая скала и ждал…

Наконец вернулся Атлант. В его руках сверкали три золотых яблока. "Кому их отдать? - спросил он.- Скажи, я пойду и отдам. Мне так хочется погулять по земле. Как надоело мне стоять здесь, на краю света, и держать это тяжелое небо! Я рад, что нашел себе смену".

"Подожди,- спокойно сказал Геракл,- дай я только подложу себе на плечи львиную шкуру. Положи яблоки на землю и подержи небо, пока я не устроюсь поудобнее".

Видно недалек был умом титан Атлант. Он положил яблоки на землю и опять взвалил небо себе на плечи. А Геракл поднял золотые яблоки, завернулся в львиную шкуру, поклонился Атланту и ушел, даже не оглянувшись.

Геракл продолжал идти и тогда, когда на землю опустилась ночь. Он спешил в Микены, предчувствуя, что приходит конец его службе царю Эврисфею. С ночного неба падали звезды. Это Атлант в гневе на Геракла тряс небосвод.

"Вот, Эврисфей, принес я тебе яблоки Гесперид. Теперь ты снова можешь стать молодым",- сказал Геракл, вернувшись в Микены.

Протянул Эврисфей руки к золотым яблокам, но тут же отдернул. Ему стало страшно. "Это же яблоки Геры,- подумал он,- вдруг она накажет меня, если я их съем".

Затопал ногами Эврисфей. "Пропади ты вместе с этими яблоками! - закричал он на Геракла.- Прочь из моего дворца! Можешь эти яблоки выбросить!"

Ушел Геракл. Он шел домой и думал, что ему делать с яблоками молодости. Вдруг перед ним возникла богиня мудрости Афина. "Мудрость дороже молодости" - словно кто-то шепнул ему. Геракл протянул яблоки Афине, она с улыбкой взяла их и исчезла.

IV в. до н.э. в истории Греции был временем изменения всего жизненного уклада общества. В результате изнурительной Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) демократическая полисная система устройства государства распалась. Требовались новые формы правления, основанные на сильной монархической власти. И такая власть нашлась в лице македонских правителей - царя Филиппа II (382-336 гг. до н.э.) и его сына Александра (356-323 гг. до н.э.), подчинивших Элладу Македонии. Чувство утраты прежних идеалов стало доминирующим в обществе. Дела государства уже не так волновали отдельного гражданина. Гораздо важнее стала частная жизнь человека, его настроения и эмоции.

Созерцательность и умиротворение, состояние, которого так не хватало в жизни, наполнило произведения искусства.

Пластическим воплощением философии гедонизма, призывающей эллинов к наслаждению жизнью, стали творения великого Праксителя - знаменитые статуи «Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир», «Сатир, наливающий вино».

Более же всего мастер прославился изображением Афродиты - статуей «Афродиты Книдской», в которой богиня любви впервые в монументальной греческой скульптуре предстала обнаженной.

Торс Афродиты (А 213), поступивший в Эрмитаж в 1852 г. из коллекции К.В.Нессельроде, является одним из лучших римских повторений прославленного оригинала Праксителя.

Особое место среди выдающихся мастеров IV в. до н.э. занимает Скопас - скульптор с острова Парос. Он прославился как строитель и автор скульптурного убранства храма Афины Алеи в Пелопоннесском городе Тегее. Его рельефами со сценами битвы греков с амазонками был украшен Галикарнасский Мавсолей - усыпальница царя Карии Мавсола. Многочисленные изображения богов и героев, созданные Скопасом, стояли в разных городах Греции. Все они отличались эмоциональностью, экспрессией, смелыми пластическими решениями. Влияние творческих достижений Скопаса на искусство его современников и последователей демонстрируют статуя «Отдыхающего Геракла» (А 308) - одна из самых монументальных в экспозиции зала, и «Женская голова» (А 409), в которой некоторые исследователи видят изображение страдающей Ниобы.

Величайшим скульптором древности был Лисипп - придворный мастер Александра Македонского, единственный ваятель, которому монарх позволил сделать свой портрет. Среди работ Лисиппа античные авторы упоминают «Пирующего Геракла», «Портрет Сократа», «Эрота, натягивающего лук» (А 831, А 199, А 402а) и другие.

Зал Геракла располагается на первом этаже Нового Эрмитажа. Первоначально здесь находилась иностранная библиотека Императорского музея. В соответствии с проектом стены и пилоны зала отделаны розовым, желтым и цвета слоновой кости искусственным мрамором.

Изящные орнаменты и медальоны с профильными изображениями, украшающие потолок, восходят к античным мотивам.

В отделке зала участвовали Ф.И.Вундерлих, И.Дорингер, И.Иенсен и др.

На главную

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой