Зал Диониса
Экспозиция зала включает произведения римской декоративной скульптуры, которые в основном повторяют греческие образы. Начиная с конца II в. до н.э. копии изготавливались в огромном количестве для украшения садов, библиотек, галерей и портиков.
Зал Диониса в Новом Эрмитаже, построенном по проекту Лео фон Кленце в 1851 г. для Императорского музея, первоначально предназначался для выставки древней скульптуры. Стены зала отделаны темно-красным искусственным мрамором, на фоне которого эффектно выделяется скульптура; потолок с кессонами декорирован мелким растительным орнаментом.
Название залу дала большая статуя Диониса (к. IV в. до н.э.), входившая в царскосельскую коллекцию Екатерины.
Один из наших эрмитажных шедевров.
Мрамор не сохранил своей чистоты и свежести, но если представить ее во всей первозданной чистоте белоснежного мрамора, слегка окрашенного под телесный цвет, как делали греки, со зрачками, излучающими свет и жизнь, все меняется.
Богиня только что искупалась и вышла на уединенный берег; услышав чьи-то голоса, она оглянулась в сторону, движения ее рук нетрудно угадать.
Афродита (Венера Таврическая)
Римская копия с греческого оригинала III в. до н.э.
Мрамор
А знаете ли вы, откуда взялась в Эрмитаже Венера Таврическая? Из Тавриды? Из Греции? Из Италии?
Или из Таврического дворца? Видимо, да. Но туда она попала из Летнего сада, где мраморная статуя обнаженной богини была впервые в России выставлена на всеобщее обозрение летом 1719 года.
На Руси еще не видели белых дьяволиц, как христиане называли изваяния богини любви и красоты, ломая ей руки и сбрасывая в канаву. Отрытую из-под земли статую, столь редкой сохранности и уникальной красоты, купить, оказалось, не так просто: Ватикан, прознав о находке и сделке, наложил арест на статую Венеры.
Пришлось вмешаться министрам царя, вступить в переговоры с кардиналами, обещать им доставить мощи святой Бригитты, прежде чем позволили покинуть пределы благословенной Италии Венере.
Вывезти ее морем не решились: а вдруг буря, кораблекрушение? Везли не спеша через Вену и на санях, дождавшись зимы. Чуть ли не год или два царь Петр, совершив второе путешествие по Европе, пережив трагедию с бегством сына к австрийскому императору и смерть младшего сына, вел переписку со своими послами о доставке Венус в Санкт-Петербург. Постигшие бедствия не сломили его дух. Он устроил на Неве и в Летнем саду уникальное для православной Руси празднество в честь античной гостьи.
Однажды по залам Эрмитажа ходил наш поэт Николай Доризо. Ходил и увидел статую Афродиты (или Венеры). И написал стихи.
У статуи Венеры
|