Вот перед нами маленький бог, которого звали Гермес. Он был сыном Зевса и нимфы Майи. Как только он родился, только-только родился, первое, что он стал делать, это красть. Он украл у Зевса скипетр, у бога морей Посейдона трезубец, а у бога Аполлона целое стадо коров. И он их спрятал в пещеру. И вот Аполлон ходит, ищет коров, а ему говорят, а их украл Гермес. Вот приходит Аполлон рассерженный к Гермесу и начинает его ругать: «Как тебе не стыдно! Ты такой маленький, зачем ты взял моих коров?»
Посмотрите на этого хитренького Гермеса. Видите, он еще в пеленочках. Вот он встал в кровати, в пеленочку завернулся и говорит Аполлону: «Как я мог взять твоих коров. Посмотри, я только родился, я еще в кроватке, еще в пеленочках». Аполлон и ушел ни с чем. А Гермес из кроватки выскочил и побежал на улицу. И увидел он на улице черепаху. Он взял эту черепаху и вытряс ее из панциря. А на панцирь натянул струны и у него получился музыкальный инструмент. И он стал на нем играть. Аполлон услышал прекрасные звуки музыки, подходит и говорит: «Гермес, подари мне этот музыкальный инструмент». Гермес отвечает: «Нет, не могу, но хочешь, давай поменяемся: ты отдашь мне своих коров, а я тебе музыкальный инструмент». И Аполлон согласился. И с тех пор музыкальный инструмент, первый струнный инструмент, который смастерил Гермес, стал одним из атрибутов бога Аполлона. Что же это за инструмент? - лира, или кифара - разновидность лиры. Его еще называют Аполлон Кифаред.
А потом, когда Гермес вырос, он стал вестником богов. Ему надо было быстро-быстро передвигаться.
Атрибуты Гермеса - крылатые сандалии, широкополая шляпа с крылышки, в руках он мешочек держит, а в мешочке - деньги, потому что он был богом торговли, прибыли, а еще он был покровителем воров, адвокатов и изобретателей, потому что изобрел первый музыкальный инструмент.
Изображение Гермеса мы можем увидеть в центре нашего города на многих домах - на банках, домах, связанных с торговлей. А в следующем зале есть и сын Зевса, и дочь.
Зал (№ 108), в котором вы сейчас находитесь, конструктивно повторяет тип открытого небу внутреннего двора античного жилища, окруженного крытыми галереями с колоннами. Такой двор возник в греческих домах эллинистического времени и имел очень скромные размеры.
Его украшением служили расположенная в центре мозаика или небольшие мраморные статуи.
Римляне восприняли этот архитектурный мотив.
Обилие же воды позволило дополнить садовую зелень двора фонтанными сооружениями - центральным бассейном или расположенным у стены небольшим каскадом со скульптурой
Размеры, пропорции и красочность мраморного убранства этого зала позволяют видеть здесь воспроизведение не обычного римского дворика, а одного из внутренних дворов грандиозной императорской виллы наподобие знаменитой виллы Адриана в Тиволи.
Среди многочисленных декоративных статуй, размещенных в зале, наибольший интерес представляют античные фонтанные произведения.
Фонтанная скульптура
«Эрот с раковиной»,
находящаяся в самом центре зала.
В композиции фигура зависит от знаменитого произведения Лисиппа «Эрот, натягивающий лук» (римскую копию последнего можно видеть в зале 114).
Создатель Эрота с раковиной, заменив лук в оригинальной композиции на раковину в фонтанной скульптуре, не просто подобрал приемлемый для функционирования фонтана сосуд.
Чаша-раковина в руках Эрота должна напоминать о его матери, богине любви Афродиты, рожденной из морской пены.
Вместе с тем хорошо известен из эллинистической поэзии образ Эрота-садовника. Сюжет скульптуры близок этим поэтическим описаниям. Для ее композиции использован жанровый мотив - перед нами изображение Эрота, ухаживающего за растениями. Эрот как божество - вечный податель живых сил, помощник произрастания в самом широком смысле.
Около каналов или водоемов в саду располагались небольшие статуэтки детей. Чаще всего это были изображения мифологических персонажей - маленькие сатиры, представленные то испугавшимися большой лягушки, то просто играющие со своими любимцами-зверями.