УКРАИНСКАЯ СЕМЬЯ И ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ХАТЫ
В ХIХ в. господствующей формой семьи на Украине становится малая семья (супружеская пара и дети), средняя численность которой составляла 6 человек.
В обустройстве жилой комнаты украинской хаты мы видим много общего с жилым помещением в домах у других восточнославянских народов - русских и белорусов.
По диагонали от печи располагался красный угол («покуть», «червоний кут»), в нем ставился стол, возле которого находилась маленькая переносная скамеечка – «ослин».
Вдоль фасадной и боковой стен наглухо прибивались скамейки (лава), по праздникам застилавшиеся домоткаными ряднами.
Напротив устья печи устанавливались полки или деревянный шкафчик для посуды («мисник »). Между
печью и боковой стеной располагался деревянный помост («пил», «примист»), используемый днем для домашних работ, ночью служивший спальным местом. Пол («доливка») в украинской хате был обычно глиняным. Обязательно наличие в жилом помещении хаты потолка («стели»). Стены хаты побелены, украшены растительным орнаментом, имеющим чисто декоративное значение.
ГОНЧАР НА ФОНЕ ЯРАМАРКИ
Гончарством на территории Украины занимались целые семьи, опыт передавался из поколения в поколение. По сей день украинская керамика сохранила давние и самобытные традиции.
Кухонная утварь («борщивники», «макитри», «двойнята - близнята», «кашники» и др.) изготовлялась, как правило, без поливы и скупо украшались.
Столовая посуда (глиняные чарки и миски) часто покрывались цветной поливой и украшались орнаментом.
Свои изделия гончары чаще всего реализовывали сами. Привозили они свой товар и на ярмарки.
Украинская ярмарка - не только базар, это праздник для всех «Шум, брань, мычание, блеяние, рёв, … все ярко, пестро, нестройно, мечется кучами и снуется перед глазами» - описывает Н.В. Гоголь ярмарку в Сорочинцах.
В 40-х годах ХIХ века на Украине было 12 тысяч ярмарок, из них 178 считались средними и большими.
ТРАДИЦИОННЫЙ ГУЦУЛЬСКИЙ КОСТЮМ
Во многом самобытен по отношению к основному населению Украины быт и традиции этнографических групп, проживающих на территории Карпат.
В традиционном костюме гуцул и в наши дни ярко проявляются архаичные черты. Поверх длинной рубахи на девушку - гуцулку надета состоящая из двух отдельных полотен поясная одежда и меховая безрукавка - кептарь. Меховую безрукавку носят и мужчины - гуцулы. Поверх кептаря надевается сердак - куртка с рукавами, украшенная шерстью, попонами. Волосы на голове у девушки не скрыты полностью от взгляда других людей, её головной убор
- косица - сплетен из красной шерсти, на лбу - чильце. На ногах кожаная обувь - постолы.
Рубахи мужчины - гуцулы носят навыпуск. Сорочка ярко вышита, широкополая войлочная шляпа украшена перьями и шерстяными шариками. Узкие штаны пошиты из белого сукна. Топорец в руках - атрибут взрослого, самостоятельного мужчины. Еще одна принадлежность гуцульского мужского костюма - широкий пояс - «чирез», часто украшавшийся металлическими бляшками, теснением.
ЧУМАК С ПОВОЗКОЙ – МАЖОЮ
В ХVI–ХIХ в.в. территорию Украины покрывала густая сеть трактов - шляхов: Муравский или Соляной, Изюмский, Кальмиусский, Залозный, Черный, Чумацкий, Покутский и др.
Яркой фигурой на шляхе был чумак, перевозивший на своем возе (маже) с южных районов соль и рыбу,
с северных - зерно и другие нужные товары. В мажу впрягалась пара волов.
В народе чумаки оставались олицетворением людей, которые свою судьбу делают сами. Чумаков идеализировали, приписывали им лучшие качества. Чумак, по мнению других людей, обладал недюжинной силой и практической сметкой, не боялся лишений, жары и холода, часто был сентиментален и склонен к сопереживанию другим.
Притом чумаки, порою, возвращаясь из Крыма, завозили с собою чуму. Этим обстоятельством часто объясняют их прозвание. Сами они, чтобы болезнь не пристала к ним в дороге, пропитывали свою одежду дегтем, а иногда даже мазали им лицо и руки.
|