Домовая церквь Шереметевых
Интерьеры Домовой церкви оформлял в начале XIX века известный петербургский архитектор Иероним Доминикович Корсини.
Несмотря на скромные размеры Домовой церкви, человек, попавший сюда, чувствовал себя как в большом храме. Это была одна из самых старых и богатых частных церквей в Петербурге. Освящена в честь великомученицы Варвары.
Особенность строения – слишком большой клирос, потому что там располагалась Шереметевская певческая капелла. Получить приглашение на службу к Шереметевым, послушать хор певчих было очень почетно. Вокальное исполнение участники акции смогли послушать в Белом зале дворца, но в следующих залах их ждали музыкальные сюрпризы.
Домовая церковь находится уже в завершающей стадии реставрации. На сегодняшний день осталось восстановить только иконостас.
Домовая церковь Святой Великомученицы Варвары расположена в южном флигеле Фонтанного дома графов Шереметевых. При всех владельцах дома она была центром духовной жизни семьи, известной своей особой набожностью и благочестием.
Первоначально Варваринская церковь, освященная в 1739 году, находилась в доме князя А.М.Черкасского на Миллионной улице.
Осенью 1750 года с разрешения духовных властей ее антиминс был перемещен в Фонтанный дом графа Петра Борисовича Шереметева, женатого на единственной дочери князя Черкасского Варваре Алексеевне.
1 июля 1751 года в домовой церкви крестили новорожденного сына владельцев - графа Николая.
Впоследствии многие важнейшие события в жизни семьи были связаны с домовой церковью.
С момента своего появления в Фонтанном доме она была приписана к приходскому храму Симеония и Анна на Моховой улице, поэтому записи о совершенных в Варваринской церкви крестинах и венчаниях делались в метрических книгах церкви Симеония и Анны.
Известно единственное изображение интерьера храма - фотография, сделанная при ликвидации Музея быта в Шереметевском дворце на рубеже 1920-1930-х годов.
О первоначальном облике домовой церкви данных нет. Документы родового архива графов Шереметевых свидетельствуют, что она неоднократно перестраивалась и обновлялась.
Иконостас храма, решенный в духе классицизма, был утрачен в начале 1930-х годов. До наших дней сохранилась отделка стен желтым искусственным мрамором, который часто использовал архитектор Дж.Кваренги, работавший в Фонтанном доме на рубеже XYIII-XIX вв. На сводах воссоздана золоченая лепнина, исполненная по рисункам архитектора И.Корсини.
Изображения четырех евангелистов на парусах сводов относятся, по всей вероятности, к середине XIX столетия.
В церкви хранилась частичка мощей Великомученицы Варвары и два древних Евангелия - одно в серебряной окладе 1677 года, напечатанное при царе Федоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме, и второе Евангелие в серебряном окладе с чеканкою 1681 года.
Самыми ценными иконами были образ Спаса Нерукотворного в золотом окладе с бриллиантами, образ Тихвинской Божией Матери в серебряном вызолоченном окладе, икона Знамения Божией Матери в серебряном окладе и икона Федоровской Божией Матери.
Многие иконы были связаны с особыми событиями в жизни семьи - дары (благословения) Папы Римского Борису Петровичу Шереметеву, российских монархов, духовных лиц, родственников и близких друзей дома.
В 1830-1860-е гг. в церковных службах участвовали певчие шереметевской Капеллы, которая в течение нескольких десятилетий считалась одним из лучших хоровых коллективов столицы.
Большинство из них - талантливые крепостные из южных имений Шереметевых, которые детьми были привезены в Петербург, воспитаны и обучены за счет графа Дмитрия Николаевича, считавшего Капеллу важнейшим делом своей жизни.
Руководил Капеллой известный русский композитор и регент Гавриил Якимович Ломакин, также происходивший из шереметевских крепостных.
Попасть в церковь и послушать певчих стремились родственники и друзья владельцев дома, русские и зарубежные музыканты, члены дипломатического корпуса, иностранные путешественники. Домовая церковь Фонтанного дома в то время справедливо считалась одной из достопримечательностей Петербурга.
Храмовой праздник - день Великомученицы Варвары - праздновался 4 декабря.
Особо чтился Николин день 6 декабря, а также день святых Симеония и Анны, отмечаемый 3 февраля, совпадавший с днем рождения графа Дмитрия Николаевича.
Самые торжественные службы проводились на Рождество и особенно на Пасху. В такие моменты в церковь выносились все семейные иконы. После Троицы и Духова дня богослужения прекращались до осени, хозяева дома разъезжались на лето в свои загородные усадьбы.
При последнем владельце Фонтанного дома, графе Сергее Дмитриевиче, в домовой церкви неоднократно бывал Император Александр III со своей семьей. Посещали храм и высшие иерархи русской православной церкви, зарубежные гости.
По настоянию последнего владельца дома иконописное собрание церкви изучалось: опись икон церкви и образных комнат составил историк древнерусского искусства и член Общества любителей древней письменности г.Д.Филимонов; художник Д.Н.Мартынов создал дополнивший опись альбом рисунков; библиотекарь графа Н.В.Тимофеев готовил к публикации подробное описание икон церкви.
Последняя служба в церкви состоялась на Пасху 1917 г.
В 1990-е гг., после передачи Шереметевского дворца Санкт-Петербургскому музею театрального и музыкального искусства с целью создания Музея музыки, специалисты НИИ «Ленпроектреставрация» (мастерская М.В.Степанова) разработали проект реставрации домовой церкви и образных комнат. Реставрационные работы в церкви осуществлялись поэтапно подрядными организациями ЗАО «Реставратор-Царское Село» (в 2002-2004 гг.), ООО «Лира» (в 2006г.) и ООО «Петр Великий» (в 2008-2009 гг.). Работы проводились на средства федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга.
Иконостас церкви будет воссоздан в 2010 г.
|