Первый зал И.Е.Репина
Илья Ефимович Репин (1844–1930), русский художник. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где
познакомился с И.Н.Крамским, и в Академии художеств (1864–1871).
Как «пенсионер» Академии жил в Италии и Франции (1873–1876), где чутко воспринял веяния символизма и импрессионизма.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов Товарищества передвижников, поддерживая близость и с «Миром искусства».
Воскрешение дочери Иаира
1871. Холст, масло. 229 x 382
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа драматической сверхзадаче.
Сенсацией стали его «Бурлаки на Волге» (1870-1873); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф.А.Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
История создания Ильёй Репиным картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге «Далёкое - близкое».
Однажды, в 1869 году, еще в бытность Репина в Академии, приятель – «большой затейник по части новизны впечатлений» - утащил его покататься на пароходе: «Поедем завтра на этюды по Неве до Усть-Ижоры… Посмотрел бы ты, какие берега!».
«Погода была чудесная… К раннему полдню мы проезжали роскошные дачи… все это оживлялось блестящей, разряженной публикой, великолепным цветником барышень… Моя живая картина была само солнце без пятен…
Бурлаки на Волге.
1870-1873. Холст, масло.
- Однако что это там движется сюда? – спрашиваю я у Савицкого. – Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?
- А! Это бурлаки бечевой тянут барку…
Приблизились. О, боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна… Лица угрюмые, иногда только сверкнет
тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели…
Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу… И что я вижу! Эти промозглые страшные чудовища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар…
- Однако, это ужас, - говорю я… - Люди вместо скота впряжены!..».
Репин долго «не мог отделаться от группы бурлаков». И вот, однажды к нему зашел Федор Васильев: «А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое?.. Я бы на твоем месте поехал на Волгу – вот где, говорят, настоящий тип бурлака…».
С большим трудом приятелям удалось организовать поездку на Волгу. Отправлялись студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Ильи студент консерватории Василий Репин. Почти всё лето 1870 года молодые люди провели на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей.
«…Что всего поразительнее на Волге – это пространство. Никакие наши альбомы не вмещали непривычного кругозора. Еще с середины реки… видишь на гористой стороне по световой полоске каких-то комаров. Боже, да ведь они шевелятся и едва-едва движутся вперед… А это что за волосок тянется к нам? Да ведь это бурлаки тянут барку бечевой по берегу гористой стороны».
В тех местах до сей поры существует множество небольших бугорков вдоль волжского берега. Иные обозначены камнем, иные нет. Это бурлацкие могилы вдоль старых троп по-над Волгой.
«Хомутайсь!» - командовал коренник, и оставшиеся, только что закопавшие товарища, брели дальше, пополняя свои ряды в городах и селах.
Кто шел в бурлаки? Безработные и голодные – «зимогоры», как говорили тогда. «Крючники» (грузчики) с волжских пристаней. «Мальчиши-оторвы» - подростки, оторвавшиеся от своих бедных многодетных семейств. Хозяин расшивы пробовал бурлаков: «Толкни-ка шестнадцать пуд»; «пробежись-ка в гору»; «оттащи плот против течения». Иногда кровь шла горлом после такой
пробы, падал и зимогор, и мальчиш-оторва. Оставались в бурлацкой ватаге люди особой стойкости и силы. Вот в них-то и всматривался Илья Ефимович Репин.
«Против чистой золотой косы-отмели… мне слышен всякий звук и хорошо видны все фигуры и лица бурлаков… Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да, что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное – цвет его лица! Что-то в нем восточное, древнее. Рубаха ведь тоже набойкой была когда-то… Но разве
это возможно разобрать? Вся эта ткань превратилась в одноцветную кожу серо-буроватого цвета… А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб… Рубаха без пояса, порты отрепались у босых черных ног!»
Так Репин встретил одного из любимейших своих героев – Канина.
«…Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне; я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи…».
Целую неделю я бредил Каниным и часто выбегал на берег Волги. Много проходило угрюмых групп бурлаков; из них особенно один, в плисовых шароварах, поразил меня… Но Канина, Канина не видно… Ах, если бы мне встретить Канина!...»
Наконец, Васильев предлагает догнать бурлаков, с которыми идет Канин. Друзья садятся в лодку, идут по течению и поют «Вниз по матушке, по Волге», догоняют ватагу бурлаков в селе Царевщине. Находят Канина, Репин сговаривается с ним о портрете.
«И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал наконец этюд с Канина! Это было большим моим праздником».
«Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды… Канин с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова… был похож на святого…».
Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин.
Три года были отданы «Бурлакам». Весной 1872 года Репин получает Большую золотую медаль, шестилетнее заграничное пенсионерство, венчается в академической скромной церкви с Верочкой Шевцовой.
Однако отправляется не на запад, а на восток. Снова едет на Волгу продолжать работу над «Бурлаками».
Поселились молодожены в Самаре «на набережной, в небольшом домике окнами на Волгу». И Репин
«рисовал и писал этюды с бурлаков на барках, подолгу оставаясь в их обществе».
Хотя его картина была завершена в 1871 году, он переписывает весь холст наново после бесконечной этюдной работы.
«…Одиннадцать человек шагают в одну ногу… - писал В.В. Стасов. - Это те могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню «Дубинушка». Все это глубоко почувствовала вся Россия, и картина Репина сделалась знаменитой повсюду».
По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.
Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные
группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.
Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, слева - «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя
противоположностями.
Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.
Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...
Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.
На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.
«Взгляните только на «Бурлаков» Репина, и вы тотчас принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели, даром что и этот сюжет, и эта задача уже давно стоят перед нами и нашими художниками. Но разве это не самое коренное свойство могучего таланта – увидеть и вложить в свое создание то, сто
правдиво и просто и мимо чего проходят, не замечая, сотни и тысячи людей» (Стасов).
Курсивом выделены фрагменты из воспоминаний Репина «Далёкое - близкое».
|