Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
Сын живописца, Александр Андреевич Иванов первые профессиональные уроки получил от отца, потом обучался в Академии художеств. Как вольноприходящий ученик, он, несмотря на успехи, не мог претендовать на заграничное пенсионерство, но такую возможность ему предоставило Общество поощрения художников (ОПХ).
С 1831 года Иванов поселился в Риме. В отличие от большинства русских художников, живших там, он не вел профессионально замкнутой жизни: путешествовал по Италии, изучая памятники искусства, очень много читал, общался с мыслящими людьми в поисках выхода своим раздумьям о смысле жизни и искусстве.
Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил «вольноприходящим» учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф.Е.Егоров. Получив за успехи в рисовании две
серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», а в 1827 г. - большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона».
Эти картины наряду с такими произведениями как: «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829), «Явление Христа Марии Магдалине»
(1835) - принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем.
Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Завершает ранний период творчества художника картина «Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-34), созданная Ивановым уже в Риме, которая отличается необыкновенно тонкой композиционно-колористической гармонией и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Это античность, воспринятая через Возрождение.
Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы.
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал картину: «Белерофонт отправляется в поход против Химеры». В 1830 г., написав требующуюся картину, Иванов отправляется в Италию.
За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной
им картине «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-33). Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1834 г.). Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе.
Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика.
В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н.В.Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства. Иванов тесно общался
с членом московского кружка любомудров Н.М.Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф.Овербеком, от которых усвоил идеи Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Разрабатывая собственную
философию искусства, Иванов соприкасается со славянофильской философией, перенимает идеи кружка Д.В.Веневитинова.
Окрыленный успехом картины «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения «Явление Христа народу» (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения.
Эта картина стала жизненным подвигом художника. В ней, как и в раннем замечательном произведении «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», художник выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына. Все в картине подчинено идейному замыслу художника, каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл. Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и трактовки темы. Работая над картиной он глубоко вдумывался в сюжет, детально изучая тему, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности.
Самостоятельной областью творчества Александра Андреевича Иванова являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной и представляющие собой синтез двух основных источников: классического искусства и его собственных представлений о передаче определённых человеческих качеств и состояний. В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении пространства. Он добился естественного сочетания объёма и пространства, использовав достижения пленэрной живописи, и сохранив при этом выразительность и насыщенность цвета. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.
Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. Но для того, чтобы закончить его одного таланта и мастерства было не достаточно, требовалось еще и особое состояние духа, чтобы выразить свою идею художественными средствами. Начав работу с полной верой в божественность избранной темы, Иванов впоследствии подвергся сомнениям и колебаниям, особенно после прочтения книги Штрауса о Христе, и уже не мог работать так увлеченно, как прежде. Большое влияние на изменение мировоззрения художника оказали революционные события 1848 г. в Италии, свидетелем которых был художник. Иванов разуверился в возможности преобразования человечества путем религиозно-нравственной проповеди средствами искусства.
Иванов задумывал свой собственный храм искусства, который стал бы одновременно и историческим пантеоном человечества. В связи с этим последнее десятилетие жизни художник работает над циклом «Библейских эскизов», которые художник, предназначил для росписей этого храма.
Иванов трактовал древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества. Опираясь на исследования Д.Ф.Штрауса и творчески переосмысливая мотивы искусства Древнего Востока, античности и Византии, художник в «Библейских эскизах» сочетал историю и быт, фантастику и обыденность. Он переосмыслил образы Христа и его учеников, а многие евангельские чудеса трактовал как миф. Сохраняя связь с традициями классицистического монументализма, Иванов закладывает черты реалистического метода.
В «Явлении Христа народу» Иванов полностью отрекся от традиционных академических рутинных взглядов и приемов; верх взяли его приверженность натуре; поиски красоты, соответствующей индивидуальному характеру и значению изображенных лиц. Он применял такие композиционные решения, которые больше соответствуют изображаемому событию, ввёл цветовое пятно, подчёркнутое контуром, достиг большой выразительности линий, открыл новые возможности графики. В результате возник контраст условных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями Иванова, который придал картине противоречивый характер. Вследствие этих противоречий и из-за болезни глаз, которая в последнее время его пребывания в Италии мешала художнику заниматься с желаемой усидчивостью, картина так и осталась незавершённой.
В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами по доставке картины в Россию. Только в 1858 г. Иванов решился отправить «Явление» в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с нею.
В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление Христа народу» прибыла в Петербург и 28 мая 1858 года показана членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал академии художеств стала таким событием в русском искусстве, какого еще не было со времен К.Брюллова.
Картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах, которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для большинства картина стала в высшей степени замечательным явлением и завоевала творцу «Явления Мессии» горячее сочувствие. Для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.
Распространились слухи, что царь хочет купить «Явление Христа народу» вместо предполагавшихся 30 тысяч только за 10 или даже 8. Художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой. Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался.
Через несколько часов после кончины живописца стало известно, что «Явление Мессии» было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а Иванов милостиво пожалован орденом Святого Владимира.
Творчество крупнейшего мастера, русского живописца-философа А.А.Иванова, обращенное одновременно и к прошлому и к будущему искусства - это итог его нравственных и эстетических исканий. Произведения художника сделали его одним из самых значительных русских живописцев XIX в.; его высоко ценили Н.В.Гоголь, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин.
|