Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Декабрь
Диалог с картиной.

Портрет Евграфа Давыдова

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Выдающийся русский художник-портретист.

Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при петербургской академии художеств. В Академии Кипренский учился 15 лет и по окончании (в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.

Уже в эти годы Кипренский проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.

В 1805 Кипренским была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле», в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.

Но подлинное призвание Кипренского сказалось в первом же написанном им портрете А.К.Швальбе (1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой и высоким живописным мастерством.

В 1804 исполнены портреты А.Р.Томилова, Е.П.Корсакова, И.В.Кусова, в которых при известной парадности проявилась уже характерная для Кипренского человечность образа.

С 1809 Кипренский работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты Ев. Давыдова, К.П.Ростопчиной, Ф.В.Ростопчина (1809), мальчика Челищева, автопортрет, портреты Н.С.Мосолова и И.А.Гагарина (1811). Правдиво передавая индивидуальные черты моделей, Кипренский сумел воплотить в своих лучших портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием всегда ощущаются живые человеческие чувства.

Вернувшись в 1812 в Петербург, он приступил к созданию серии карандашных портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины К.И.Чаплиц, братья А.П. и М.П. Ланские, ополченцы А.Р.Томилов и П.А.Оленин (1813), поэт К.Н.Батюшков (1815) и др.

В 1814-16 исполнены портреты Д.Н.Хвостовой, В.С.Хвостова, поэта В.А.Жуковского и др., принадлежащие к замечательным созданиям художника, приобретшего уже широкую известность.

В 1816 Кипренский уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская Академия художеств заказала Кипренскому автопортрет для галереи Уффици.

Продолжая работать в эти годы над портретами (К.М.Голицина, ок. 1819, Е.С.Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреноова гробница», 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах «Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венце» (1819).

Возвратившись на родину в 1823, Кипренский создал яркие реалистичные портреты: декабриста И.А.Анненкова (1823), Н.П.Трубецкого (1826), Е.А.Телешовой, автопортрет (1828) и др. Особое значение имеет портрет А.С.Пушкина (1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое стремление».

Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер.

Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину «Мальчик - ладзароне» (1831), пышный и внешне эффектный портрет М.А.Потоцкой и С.АШуваловой. Наиболее значительные произведения последних лет - картина «Читатели газет в Неаполе» (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Б.Торвальдсена (1833).

Основные произведения Кипренского хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ф.Булгарин писал: «Нельзя не восхищаться трудами О.А.Кипренского, нельзя не порадоваться, что мы имеем художника такой силы, нельзя не погрустить, что он занимается одними портретами».

Портреты Кипренского выделяются своим эмоциональным «рембрандтовским» колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется.

Он создает собственный стиль, в котором стремится, возможно, полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.

Встреча

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой