«Вертеп» 2007. Январь - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2007. Январь
«Вертеп»

ВЕРТЕП.

Рождественская традиция Италии.

В канун Рождества в торжественном Мраморном зале Российского Этнографического музея отрылась выставка «Вертеп. Рождественская традиция Италии». Нам удалось посетить выставку 14 января.

Презепе - представление Таинства Рождества Христова.

Праздник Рождества представлен в 16 художественных презепе различных итальянских регионов, в которых показана повседневная жизнь, костюмы и традиции их жителей.

Как известно, рассказ о Рождестве Иисуса Христа содержится в двух Евангелиях. Евангелист Лука сообщает: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Святое повествование от евангелиста Матфея дополняет событие рассказом о Поклонении волхвов: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Центральным экспонатом выставки выбран неаполитанский презепе из Национального Музея искусства и народных традиций в Риме, с его 120 ценнейшими статуэтками и 40 кв.м сценографии, являющийся одним из самых ярких образцов искусства XYIII века.

Сложение иконографии Рождества Христова началось еще в росписи катакомб. Первое изображение находится в катакомбах св. Присциллы в Риме (2-ая пол. IIв./ 1-ая пол. IIIв.), где представлены фигура Богородицы в Младенцем на руках, рядом св. Иосиф или, возможно, пророк Исаяя, а вверху - восьмиконечная звезда.

В IYв. появился иной тип изображения: жилище с Богомладенцем в колыбели, по сторонам - Богоматерь и св. Иосиф, на небольшом расстоянии - волхвы, а рядом с колыбелью - бык и осел.

Эта композиция основана на апокрифических текстах в соответствии с пророчествами Исайи: «Бык знает своего хозяина, и осел - ясли господина своего» и Аввакума: «Тебя узнают посреди двух животных». С тех пор трудно найти изображение Рождества без этих двух животных.

От Средневековья до Возрождения Рождество продолжало вдохновлять художников, появились многочисленные произведения искусства дивной красоты.

В разнообразии их форм и изобразительных приемов нашли отражение исторически особенности эпохи и родины их создателей: Джентиле да Фабриано, Филиппо Липпи, маэстро Франка, Пьеро делла Франческо, Мазаччо, Вайдена, Альбрехта Дюрера, Гоццоли, Перуджино Гирландайо, Рубенса, Якопо Бассано, Боттичелли, Рафаэля, Леонардо, Тициана, Доменико, Мурильо, Тревизини, Тьеполо.

С развитие искусства изображение Рождества обогатилось характерными чертами маньеризма и барокко. Язык его стал более театральным, величественным, эмоциональным, это уже настоящее «искусство убеждения» (Джулио Карло Арган).

Свое видение Таинства предлагает и скульптура в работах Арнольфо ди Камбио в соборе Санта-Мария Маджоре в Риме (1289г.), маэстро ден Мези из Феррары в соборе Сан-Марко в Венеции, Симоне деи Крочефисси в базилике Сан-Стефано в Болонье.

Начинается процесс переложения поэтики рождественского презепе в трехмерные конструкции с восхитительными декорациями, для чего используется, прежде всего, керамика, которая по выражению Герберта Рида, «сводит воедино землю и небо, материю и дух». Именно в керамике мастеров Андреа и Джованни делла Роббия звучит гимн радости, потому что «Христос родился!».

Вписываясь в художественно-исторический контекст изображения Рождества, искусство презепе все же выделяется из остального, являясь новым творческим событием, не столько формально представляя Таинство, сколько другим способом выражая и раскрывая его.

Уже не живопись, скульптура, или мозаика, представляет Рождество, но конкретная осязаемая сцена, которая позволяет увидеть, ощутить Таинство Боговоплощения: Сын Божий пришел жить среди нас, разделяя с нами всю «бедственность нашего удела» (Б.Паскаль).

Программа встречи

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой