Его работы находятся в разных странах. Узнаются мгновенно.
В чудесном парке на вершине скалы представлены отдельные скульптуры, скульптурные композиции, фонтаны.
Над заливом возвышается самая известная скульптура Миллеса - «Рука Бога» (или «Рука Господня», или «Перст Божий»), великолепная аллегория хрупкости человека и его судьбы.
На гигантские пальцы поставлена маленькая фигурка удивленного чем-то человека со смешно разведенными в стороны руками.
При виде её поражаешься точности, с которой скульптор переносит философскую идею в пластическую форму. Ничего божественного или религиозно-мистического в ней нет. Человечек, возможно, восторженно рад синему небу, зеленым аллеям Сада и резвым балтийским волнам... Однако эта «крохотная» фигурка запросто умещается в огромной ладони, раскрытой беспредельности вселенной.
Скульптурные произведения Карла Миллеса очень выразительны и оригинальны, полные очарования, хотя и трудно назвать его мраморные фигуры реалистическими. Им присуща некоторая неестественная вытянутость, конечно, таких людей в жизни не бывает.
Парящие в полете скульптуры кажутся легкими и невесомыми, нерукотворными.
У каждого скульптора - собственное чувство пространства. «Свое» пространство присутствует и в Саду Миллеса. Ваятель с помощниками, в числе которых был и его брат Эверт, архитектор, спроектировали разные точки зрения на каждую скульптуру. Учитывали всё: как она смотрится вблизи и издалека, с верхнего или нижнего яруса парка, как фигура будет выглядеть на солнце, в тени или при искусственном освещении, в зависимости
от погоды...
«Летящий ангел и Пегас». Миллес положил на бок летящего куда-то вдаль крылатого коня, а на крыле его - тоже в стремительном полете - всадник-поэт. Пегас, сбрасывающий всадника… Какая динамика движения запечатлена!
Шведский скульптор попал под сильное влияние своего великого учителя - француза Огюста Родена и мастерски воплощал гибкость и утонченность человеческого тела в неподатливом камне и тяжелой бронзе.
Не вызывает сомнений утверждение некоторых искусствоведов об общечеловеческой, всемирной основе - исторической, литературной, духовной - творчества Карла Миллеса. Его композиции в основном представляют аллегорические человеческие фигуры. Много для Миллеса значили мифологические темы.
В Миллесгардене всё гармонично. Увидев однажды работы Миллеса, вы уже никогда их не забудете и не перепутаете с произведениями другого скульптора, настолько они оригинальны и великолепны.
Обаяние и положительная энергетика этого изумительного музея завораживают необыкновенно.
|