Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 77. Натан Исаевич Альтман (1889-1970)

Альтман Натан Исаевич - российский и советский художник, живописец, скульптор, театральный художник, заслуженный художник РСФСР, мастер портрета.

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 г. в Виннице, в семье еврейского торговца. Рано лишился отца. С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учебу в парижской частной студии (1910-1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города - соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921-1928). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В.И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина.

Известен как живописец (портрет А.А. Ахматовой, 1914, Русский музей), скульптор (портрет А.В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея), график (иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, изд. в 1937), театральный художник («Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского, 1921, в Московском цирке; «Гамлет» У. Шекспира, 1954, в Ленинградском театре драмы им. А.С. Пушкина).

Наиболее известен его живописный портрет А.А. Ахматовой (1914, Русский музей).

Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с изображеньем новым…

Так Анна Ахматова вспоминала в «Эпических мотивах» о том, как она в 1914 году позировала художнику Натану Альтману. Укутавшись в желтую шаль, поэтесса сидит, сплетя руки, на стуле, у которого тщательно прорисована только одна ножка, - и словно пребывает в состоянии хрупкого, тревожного покоя: отрешенный взгляд ее серых глаз задумчив и созерцателен. Зигзагообразная поза находит линейные параллели в углах стула, в чертах стилизованного фона и в жестких складках скомканной драпировки. Холодный колорит, основанный на сочетании контрастных цветов, удачно дополняет образ, весь точно сотканный из диссонансов и противоречивых настроений.

Весной 1928 г. Альтман выехал с Государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу и после окончания гастролей остался в Париже, где пробыл до 1935 г. Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошел от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В. Гоголя, изд. в 1937).

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина).

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970.

Назад

Начало экскурсии

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой